Парусные корабли — классификация, виды и особенности строения

Парусный спорт — это вид спорта, в котором спортсмены соревнуются, используя снаряжение, главным образом лодки, и суда, приводимые в движение парусами. Эта тема интересна тем, что суда набирают скорость при помощи ветра, и паруса, без каких-либо специальных дополнительных конструкций. Паруса доступны всем  — и профессионалам, и детям, и начинающим. Естественные процессы, происходящие на парусе, сложные и интересные.

Основные элементы

Любой тип парусных судов собой представляет устройство, которое состоит из корпуса, где размещается команда, провизия, необходимое снаряжение.

Горизонтальная площадка сверху судна называется палуба. Задние и передние элементы корпуса, соответственно — корма и нос, подводная часть снизу — киль, ограничения двум сторонам — правый и левый борт.

Также в устройство парусного корабля входит:

  • паруса (прямые и косые);
  • такелаж — бегущий и стоячий (всевозможные цепи, металлические, веревочные канаты);
  • рангоут (мачты с гафелями, реями, бушпритом, гиком, стеньгами).

Бушпритом матросы называют брус, являющийся продолжением носовой части и располагающийся под углом к поверхности морской глади, куда закрепляются косые паруса.

Гафель — это рея, которая наклонена под углом к мачте, сюда закрепляется трапецеидальный косой парус. Гик — горизонтальная рея снизу. Стеньга фиксируется с мачтой и является ее продолжением.

Стоячий такелаж, как ясно из названия, неподвижен. Эти снасти надежно крепят стеньги и мачты, при этом они имеют следующие разновидности:

  • бакштаги, которые крепят бушприт;
  • штаги, закрепляющие мачты впереди;
  • фордуны и ванты, находящиеся по бокам (напоминают канатную лестницу).

Бегущий такелаж в зафиксированном состоянии является неподвижным, но если необходимо управлять парусником, он может в пространстве передвигать снасти.

Существуют следующие разновидности такелажа:

  • шкот (требуется для управления парусным снаряжением);
  • галс (фиксирует наклон паруса относительно гика, бушприта, палубы);
  • брас (необходим, чтоб развернуть рею горизонтальной к палубе в плоскости);
  • фал (требуется для поднятия паруса).

Классификация парусов основана на ряде критериев. По своей форме бывают в виде прямоугольника, треугольника, трапеции.

По месторасположению — вдоль корпуса либо поперек — верхний парус и нижний (верхний фор-марсель, нижний фор-марсель), косые (кливер, стаксель — оба являются добавочными) и прямые (брамсель, марсель, грот).

Также существуют латинские паруса — имеют вид треугольника, крепящегося к рее длинной частью, наклонены к мачте под углом около 44−57 град.

Все оснастки помимо общего группового названия имеют и дополнительные, обозначающие, к какой части паруса либо рангоута эти элементы относятся. К примеру, шкот на стаксель парусе — стаксель-шкот, стеньга первой мачты — фок-стеньга.

Классификация соревнований в парусном спорте

Все известные соревнования в мире парусного спорта делятся на такие виды:

1) По месту проведения плавания

  • кругосветные соревновательные плавания
  • океанические состязания на больших расстояниях
  • соревнования морского местоположения
  • плавания локального типа соревновательного плана

2) По типам и классификации яхтенных суден

Монотипные соревнования. Для участия в данной разновидности соревнований допускаются только те яхты, которые абсолютно полностью соответствуют всем техническим требованиям и правилам, имея только определенные размеры и конструкцию, которые регламентированы организацией, проводящей соревнования.

Соревнования макси-яхт. Для того, чтобы принять участие в этом состязании, необходимо иметь яхту длинной более 30-ти метров (более 100 футов).

Соревнования суден, соответствующих специальной обмерной формуле. В этой гонке яхтенных суден можно принять участие при условии полного соответствия давно установленным параметрам по длине яхты, тоннажного водоизмещения и общей парусной площади, которая задает скорость яхте.

Читайте также:  ''Желтого в середину!'' Осваиваем игру в бильярд

Соревнования крейсерских яхтенных килевых суден и швертботов. Здесь всегда участвуют только двух видов судна:

Крейсерские яхты – это плавающие суда, имеющие оснащение оборудованием и специальную укомплектованность, которые позволяют яхтам находиться длительное время на водном пространстве и совершать продолжительные автономные перемещения.

Швертботы – это суда, представляющие собой парусники, которые не имеют некоторого лишнего оборудования и постороннего технического оснащения, вместе с отсутствующим балластным килем. Такое снаряжение комплектуется только швертом, это плавник, который имеет выдвижную конструкцию и специальное назначение в виде препятствования при сильном ветре уклонению яхты от курса.

Гонки однокорпусных яхтенных суден.

Соревнования с участием одних только катамаранов (катамаран в переводе с тамильского означает «бревна, которые связаны»).

Состязания на тримаранах. Это трехпалубные парусные судна.

3) По профессиональному назначению

  • профессиональные соревнования на парусных суднах
  • состязания на парусниках любительского направления
  • гонки на парусных судах и яхтах, имеющих смешанный тип и направление

4) По экипажному составу

Одиночные соревнования парусных суден. Сюда входят яхты, которыми управляет только один человек, – капитан.

Командные состязания парусных суден. Парусники, которыми управляет целая команда моряков, в количестве от 2-ух до 40-ка или более членов экипажа, все зависит от серьезности и габаритов плавающего парусного судна.

Гонки возрастной классификации. В этой направлении соревнований принимают участие только профессиональные спортсмены, имеющие определенный возраст.

Соревнования, имеющие классификацию по полу. В одних соревнованиях участвуют только мужчины, а в других только женщины.

5) По протяженности дистанции

Этапные виды соревнований. В них расстояние от старта до финиша делится не несколько этапов или отрезков.

Рейсовые типы состязаний. Здесь яхты плавают по определенному маршруту, не имеющие по правилам остановок в портах.

6) Гонки по длине рейса

Короткие дистанции в состязаниях.

Длинные соревновательные дистанции.

7) Соревнования, делящиеся по видам правил проведения состязаний

Матчевые соревнования. Победитель определяется подсчетом общего количества очков, набранных во всех матчах.

Командные состязания. Определенное количество команд участников соревнуются друг с другом.

Гонки с пересадкой. Каждый участник проходит одну и ту же дистанцию на всех парусниках по очереди, которые принимают участие в соревнованиях.

Гандикапные соревнования. В данном виде гонок принимают участие суда из разных классов, а победитель определяется после демонстрации яхтами результатов, пересчитанных, учитывая гандикапные баллы, которые отображают характерные особенности индивидуально каждого судна.

По итоговым результатам прихода. Здесь победу получает тот парусник, который пришел первым на финиш.

Как видно из общей информации по классификации соревнований, парусный спорт имеет довольно обширные особенности и вполне естественно является довольно популярным видом спорта во всем мире, как отдельно взятой спортивной дисциплины.

&nbspПоделитесь в социальных сетях

Самая быстрая яхта в мире

Какими бы высокоскоростными ни были парусные суда, они все-таки немного уступают своим моторизованным собратьям, так как скорость последних не зависит от силы ветра. На сегодняшний день пальму первенства среди самых быстрых яхт удерживает судно под названием Millenium-140 (второе название — The World is not Enough, что в переводе звучит как «Целого мира мало»).

Данная яхта представляет собой смесь баллистической ракеты с плавучим дворцом, так как, помимо невероятной скорости, она может похвастаться люксовым убранством своих кают, в которых есть абсолютно все, что нужно для жизни человека. Millenium-140 представляет собой 42-метровую яхту, приводимую в движение двумя силовыми агрегатами Paxman, общая мощность которых составляет 5436 лошадиных сил. Помимо этого, судно оснащено двумя газовыми турбинами, приплюсовывающими еще 4600 лошадиных сил.

Подобный «арсенал» позволяет судну развивать невероятную скорость, равную 70 узлам (почти 130 километров в час). Разработкой проекта данной яхты занимался военно-морской архитектор Франк Мульдер. При создании Millenium-140, чтобы добиться выдающихся скоростных показателей, он использовал некоторые технологии из военной авиации.

Самая быстрая яхта в мире

Стоит отметить, что яхта отличается не только своей динамикой, но и потрясающе низким уровнем шума и вибрации. Находясь в своих каютах, пассажиры абсолютно не ощущают, что судно движется со скоростью, превосходящей сто километров в час, ощущения в чем-то схожи с ездой в современном представительском авто, которое также, словно плывет по дороге, не замечая многочисленных неровностей.

Читайте также:  Какие элементы, костюмы и музыка запрещены в фигурном катании?

Яхта Millenium-140 способна принять на свой борт до десяти пассажиров и восьми членов экипажа. Созданием эксклюзивного интерьера судна занимался декоратор Эван Маршал, превративший палубы и каюты в изысканные пятизвездочные апартаменты, достойные королей и президентов.

Сложность проектирования интерьера заключалась в том, что все детали должны были получиться не только роскошными, но также сверхлегкими и достаточно прочными. К примеру, расположенная в холле лестница была создана по невероятно дорогой технологии из углеволокна, пропитанного смолой и прошедшего процесс ламинирования. Millenium-140 – абсолютно уникальное судно, которое останется единственным в своем роде, даже если его скоростные показатели кому-то удастся превзойти в будущем.

двухмачтовые парусные суда

йол — двухмачтовое судно, у которого бизань-мачта располагается в корме недалеко от головки руля, и имеющее косое парусное оснащение.кеч — двухмачтовое парусное судно, отличающееся от иола несколько большей бизань-мачтой. Кроме того площадь паруса кормовой мачты составляет около 20 процентов общей парусности парусника. Такая особенность дает преимущества по управляемости при сильном ветре.шхуна (бермудская шхуна) — морское парусное судно, имеющее две мачты с косыми парусами.

бригантина — двухмачтовое парусное судно с комбинированным парусным оснащением, имеющее прямое парусное вооружение на фок-мачте и косые паруса на грот-мачте.бриг — двухмачтовое парусное судно, имеющее прямое парусное вооружение.

Бегучий такелаж косых парусов

Бегучий такелаж (нидерл. takelage (от takel — оснастка)) — тросовая оснастка судна (тросы и цепи, служащие для подъёма тяжестей и различных сигналов, подъёма, опускания и изменения направления отдельных частей рангоута относительно диаметральной плоскости судна, уборки и постановки парусов) закреплённая только одним концом. Второй свободный конец — ходовой, или лопарь, обычно проводят через один или несколько блоков, клотов, коушей или юферсов, образуя тали, а затем крепят в соответствующем месте.  Бегучим такелажем производятся работы, связанные с тягой, выбиранием и травлением. В свою очередь, бегучий такелаж разделяется на бегучий такелаж рангоута и бегучий такелаж парусов. Бегучий такелаж парусов: Фалы, Ниралы, Шкоты, Галсы, Гордени, Гитовы

Шкот (нидерл. schoot) — снасть бегучего такелажа, предназначенная для растягивания нижних (шкотовых) углов парусов по рею или гику. Также с помощью шкотов оттягивают назад углы парусов, не имеющих рангоута.

Гордень (нидерл. gording) — снасть бегучего такелажа парусного судна, с помощью которой прямые паруса подтягивают к реям при их уборке. В зависимости от своего местонахождения гордени получают дополнительные наименования (бык-гордень для нижней шкаторины паруса, нок-гордень — для боковой. Гордень подъёмный — простейшее подъёмное приспособление, состоящее из неподвижного одношкивного блока, привязанного к какому-нибудь предмету, например, марсу или рею и пропущенного через него троса, шкентеля. Даёт удобное направление тяги без выигрыша в силе. Тонкий гордень называют гордешок

Бегучий такелаж косых парусов барка Крузенштерн // Источник 

Бегучий такелаж косых парусов

Фок-мачта: 1 – фор-стень-стаксель; 2 – кливер; 3 — мидель-кливер (средний кливер); 4 – бом-кливер; 5 – кливер-топсель; 17 – шкоты фор-стень-стакселя; 18 — шкоты кливера; 19 – шкоты мидель-кливера; 20 – шкоты бом-кливера; 21 – шкоты кливер-топселя; 22 – нирал фор-стень-стакселя; 23 – нирал кливера; 24 – нирал мидель-кливера; 25 – нирал бом-кливера; 26 – галс бом-кливера; 35 – фал бом-кливера; 36 – фал кливер-топселя;

1-я грот-мачта: 6 – грот-стень-стаксель I; 7 – грот-брам-стень-стаксель I; 8 – грот-бом-брам-стень-стаксель I; 37 – шкоты стень-стакселя; 38 – шкоты брам-стень-стакселя; 39 – шкоты бом-брам-стень-стакселя; 40 – нирал стень-стакселя; 44 – галс брам-стень-стакселя; 45 – галс бом-брам-стень-стакселя; 46 – фал стень-стакселя; 47 – фал брам-стень-стакселя; 48 – фал бом-брам-стень-стакселя;

2-я грот-мачта: 9 – грот-стень-стаксель II; 10 – грот-брам-стень-стаксель II; 11 – грот-бом-брам-стень-стаксель II; 49 – шкоты стень-стакселя; 50 – шкоты брам-стень-стакселя; 51 – шкоты бом-брам-стень-стакселя; 52 – нирал стень- стакселя; 53 – нирал брам-стень-стакселя; 54 – нирал бом-брам-стень-стакселя; 55 – галс стень-стакселя; 56 – галс брам-стень-стакселя; 57 – галс бом-брам-стень- стакселя; 58 – фал стень-стакселя; 59 – фал брам-стень-стакселя; 60 – фал бом-брам-стень-стакселя.

Читайте также:  Фэтбайк с aliexpress — купить велик в китае.

Бизань-мачта: 12 – апсель; 13 – крюйс-стень-стаксель; 14 – нижний бизань-трисель; 15 – верхний бизань-трисель; 16 – гаф-топсель; 61 – шкоты апселя; 62 – шкоты крюйс-стень-стакселя; 63 – нирал апселя; 64 – нирал крюйс-стень-стакселя; 65 – галс апселя; 66 – галс крюйс-стень-стакселя; 63 – нирал апселя, 64 – нирал крюйс-стень-стакселя; 65 – галс апселя; 66 – галс крюйс-стень-стакселя; 67 – фал апселя; 65 – шкот нижнего бизань-триселя; 69 – контр-шкот нижнего бизань- триселя; 70, 71 – гитовы нижнего бизань-триселя; 72 – фал нижнего бизань-трисепя; 73 – нирал нижнего бизань-триселя; 74 – шкот верхнего бизань-триселя; 75 – контршкот верхнего бизань-триселя; 76 – гитовы верхнего бизань-триселя; 77 – фал верхнего бизань-триселя; 78 – нирал верхнего бизань-триселя; 79 – галс гаф-топселя, 80 – шкот гаф-топселя; 81 – контршкот гаф-топселя; 82 – фал крюйс-стень-стакселя; 83 – нирал гаф-топселя; 84 – фал гаф-топселя.

Примечания

  1. Возможно, что в Нижней Германии.
  2. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту, 1962.
  3. Первые три вида яхтинга в англоязычной литературе объединяются в категорию круизинга (Cruising).
  4. Борисов, 2018, с. 131-135.
  5. В битве за город Ленина. Встреча ветеранов в редакции (неопр.). «Катера и яхты», вып. 54, с. 1-10 (1975). Дата обращения: 24 сентября 2016.
  6. Рогаткин А. В., Шиянов Л. П. Книга памяти и славы профсоюзного спорта Ленинграда. Справочное художественно-публицистическое издание, 240 с. С-Петербург (неопр.) (недоступная ссылка) с. 74 (2015). Дата обращения: 28 сентября 2016. Архивировано 29 июля 2016 года.
  7. Про парусники на Дороге жизни, или Буера в обороне Ленинграда. 2014-02-12
  8. В англоязычной литературе он обычно так и называется: Neva Yacht Club.
  9. Вероятно, этнический норвежец.
  10. «Cosak».

Суда для перевозки наливных грузов (Liquid Cargo Ships)

Эти суда, известные как танкеры, перевозят различные жидкие грузы. Танкеры были впервые разработаны в середине девятнадцатого века. Тогда использование железа позволило перевозить жидкости в больших количествах экономично и без утечек. Как и в случае с сухогрузом, экономия масштаба привела к увеличению размеров танкеров. Самые крупные существующие образцы имеют грузоподъемность более 400 000 тонн.

Танкеры разделены на отдельные баки, в которые груз перекачивают по трубопроводной системе. Многие танкеры также оснащены системами добавления инертного газа в цистерны. Это позволяет снизить риска возгорания и взрыва.

Нефтеналивные танкеры (Crude Carriers)

Крупнейшие суда на плаву – супертанкеры водоизмещением 160 000 тонн (Very Large Crude Carriers, VLCC) и супертанкеры водоизмещением свыше 400 000 тонн (Ultra Large Crude Carriers, ULCC). Эти суда предназначены для загрузки сырой нефти и ее транспортировки на нефтеперерабатывающие заводы по всему миру, где она может быть переработана в нефтепродукты. Крупнейшие перевозчики нефти часто загружаются и разгружаются на специальных терминалах.

Суда для перевозки химических грузов (Chemical Carriers):

Эти суда обычно имеют грузоподъемность от 5 000 до 40 000 тонн и часто имеют специализированные грузовые системы, подходящие для типа перевозимого груза. Эти системы могут включать в себя нагревательные или охлаждающие устройства. Также усовершенствованные системы очистки, чтобы гарантировать, что чистота груза сохраняется при загрузке в резервуар, который ранее мог нести что-то другое.

Суда для перевозки сжиженного газа (Liquefied Gas Carriers)

Изначально такие корабли были просто переоборудованными нефтяными танкерами, но затем превратились в специализированные суда. Грузовые танкеры, предназначенные для перевозки сжиженного нефтяного газа (СНГ) или сжиженного природного газа (СПГ) под давлением, обычно имеют сферическую форму и высокую прочность. Перевозчики СПГ, как правило, больше, чем те, которые перевозят сжиженный нефтяной газ. Самыми крупными перевозчиками СПГ являются суда «Q-Flex» с вместимостью газа до 266 000 кубических метров.