Введение в йогу. Краткая история до нашей эры.

Самое главное по теме: «йога сутры патанджали вьяса» с полным пояснением от профессионалов.

КЛАССИЧЕСКАЯ ЙОГА «ИОГА-СУТРЫ» ПАТАНДЖАЛИ И «ВЬЯСА-БХАШЬЯ»

0 Comments

«Йога-сутры» получили известность как самый старый и авторитетный учебник йоги — традиционной системы психофизической регуляции сознания. Именно такая интерпретация целевого назна¬чения текста Патанджали и пробудила к нему широкий интерес, выходящий далеко за пределы круга академической индологии.

Post navigation

Свежие комментарии

  • Владимир к записи Саи Баба из Ширди
  • Владимир к записи Парвати
  • МИРОСЛАВА к записи Ранняя смерть известных йогов. Возможные причины.
  • Владимир к записи Иванов Ю. М. — Йога и психотренинг. Путь к космическому сознанию. ( Библиотека йога и экстрасенса ) — 1990
  • Анастасия к записи Супта Баддха Конасана
  • Дан к записи Про культ денег от Павла Дурова
  • Роман к записи Игорь Исаев Овладение жизненной силой. Путь могущества и бессмертия
  • МИРОСЛАВА к записи Ранняя смерть известных йогов. Возможные причины.
  • georgje к записи Шри Рамана Махарши
  • Гульнара к записи Парвати
  • Тримурти Даттатрейя к записи Даттатрейя
  • Роман к записи Свами Сатьянанда Сарасвати «СВАРА ЙОГА»

Copyright © 2019 Мир Йоги. All Rights Reserved.

Гармония души и тела: психофизические принципы йоги

С помощью тела в материальном мире душа получает опыт, но без тела душа не сможет существовать и проявлять себя. Именно поэтому важно уделять внимание обоим сторонам вопроса. Йога учит жить осознанно, мыслить здраво и избавляться от навязанных обществом идеалов и стереотипов. Чем меньше человек зависит от посторонних вещей — от утреннего кофе до просмотра вечернего телешоу, от красивых вещей до низменных потребностей организма — тем более он счастлив и способен гармонизировать свой внутренний мир. 

Древние йоги еще более 5000 лет назад смогли познать искусство овладения своим сознанием и телом, что позволяло им творить настоящие чудеса. По некоторым источникам, они могли лечить все болезни без лекарств, видеть прошлое и будущее и полноценно жить несколько сотен лет. Знания древних йогов, в том числе аюрведа, ведическая астрология и собственно, йога, используются до сих пор. 

Асаны йоги учат эффективно думать, двигаться и дышать, вести здоровый образ жизни и отказываться от вредных изобретений цивилизации. Занятия йогой позволяют людям лучше понимать происходящие в мире процессы, яснее видеть личные цели, развивать силу воли и остроту ума. Дают возможность заглянуть глубоко в себя, понимать свои потребности, научиться самодиагностике, приобрести внутреннее счастье и позитив, которыми хочется делиться с окружающими. Йога для женщин позволяет избавиться от навязанных мужских стереотипов поведения и усилить созидательную энергию.

8 ступеней йоги

В основе современной йоги лежат древние трактаты, в том числе в практике часто используются Йога-сутра Патанджали, которые систематизируют учение йоги, преподнося его виде 8 ступеней или шагов.

  1. Яма или запреты. Эти пять правил регламентируют отношение к миру вокруг нас и другим людям. 
  • Ненасилие или Ахимса. Запрещает насилие физическое и духовное, в том числе к этому относится и практика вегетарианства. 
  • Правдивость или Сатья. Снижает негативную карму за счет честной жизни и принципа говорить правду. Означает не присваивать себе материальные или физические объекты других людей, а также хранить тайны.
  • Целибат или Брахмачарья. Говорит о воздержании от половых отношений, причем для людей, которые живут только со своей женой, в концепции есть исключения. 
  • Отсутствие жадности или Апариграха. Жить надо довольствуясь необходимым, потому что жадность и просветление несовместимы.
  1. Нияма или предписания. Они относится уже не к внешнему миру, а собственно к человеку. 
  • Чистоплотность или Шауча. Означает поддержание чистоты в теле и сознании.
  • Удовлетворенность или Сантоша. Умение быть довольным имеющимся, а также навыки умеренности, скромности, терпения и смирения. 
  • Аскетизм или Тапас. В жестком варианте — строгая дисциплина, в том числе практики молчания и постов. В легком предполагает держать ум и тело в состоянии баланса.
  • Изучение священных текстов или Свадхьяя. Больше узнавать о человеческой жизни и духовных ценностях. 
  • Вручение себя Божественному или Ишвара Пранидхана. Понимание, что все в этом мире божественного происхождения, поэтому человек должен действовать на основании своей духовной природы.
  1. Асаны или позы йоги. Эта ступень говорит о воздействии на тело путем выполнения поз йоги. 
  2. Пранаяма, которая учит контролировать дыхание.
  3. Пратьяхара, которая учит контролировать чувства и управлять ими. 
  4. Дхарана. Умение концентрироваться.
  5. Дхьяна. Навык стабильной медитации.
  6. Самадхи или просветление. Последняя ступень возможна только при навыках устойчивой медитации. Именно на этом этапе человек освобождается из оков материального и достигает просветления духовного.

Первая ступень йоги Яма, правило № — Ахимса (ненасилие)

Ахимса пратиштайям тат саннидху вайратьягах. Если перестанешь причинять вред, сможешь Прекратить вражду с помощью ахимсы. (Йога-Сутры Патанджали, II:35)

Шарат Джойс: «Ахимса означает ненасилие в словах, мыслях и действиях. Это означает не быть причиной боли других живых существ включая животных, насекомых и растения. Если мы утверждаемся в ненасилии в повседневной жизни, то все конфликты закончатся. У нас есть цитата на языке Каннада (язык моей мамы) «Нужно две ладони, чтобы хлопать». Одна ладонь не даст звука. То есть если вы не реагируете, когда кто-то начинает конфликт с вами, тогда он заканчивается. Нет хлопка, нет звука».

Читайте также:  Йога для мужчин: особые комплексные упражнения

Паттабхи Джойс: «Ахимса означает никогда, нигде, ни при каких обстоятельствах, ни мыслью, ни словом, ни делом не причинять никому вреда. Даже если в какой-то ситуации Веды позволяют нанесение вреда, такой поступок не соответствует ахимсе. К примеру, два зверя, готовые сцепиться в кровавой драке, забывают о своей вражде в присутствии человека, практикующего ахимсу».

Йога сутры, разные переводы:

35. При утверждении [йогина] в ненасилии в его присутствии исчезаетвраждебность. (перевод с санскрита и )

35. В присутствии утвердившегося в непричинении вреда прекращаетсявсякая вражда [в других].(перевод с санскрита Свами Вивекананды)

35. Утвердившийся в непричинении вреда способен подавить неприязнь ксебе [в любом живом существе]. (перевод с санскрита )

35. Когда человек утвердился в ненасилии (ахимсе), враждебностьослабевает в его присутствии.(перевод с санскрита )

Комментарии к Йога-сутрам Свами Сатьянанды Сарасвати

Сутра 35: Плоды (I) ахимсы

  • Ahimsap̱ ratist̤ hay̱ am̱ tatsannidhau vairatyag̱ ahAhimsa̱ — ненасилие;pratis̤tha̱ya̱m — будучи прочно установленным;tatsannidhau — в этой окрестности;vaira — враждебность;tya̱gah — отказ.

При прочном утверждении в ахимсе имеет место отказ от враж-дебности в его [йога] окрестности.

Ахимса означает любовь, безвредность, неубийство, ненасилие. Она означает отсутствие неприязни, враждебности и [желания нанесения] вреда. Духовному последователю под ахимсой следует понимать отсутствие любого вредного намерения, каким бы оно ни было. Пратиштха означает быть твердо установленным. Когда кто-то установлен в ахимсе, в нем развивается некий вид магнетизма, который оказывает влияние на любого, кто к нему приближается.

Он становится свободен от настоящей опасности — комплекса вражды, т. е. насилия и враждебности. В индийской истории существует много великих людей, которые могли преображать даже наиболее грубые и дьявольские сердца. [Вместе с тем] Махатма Ганди, [например], который был предан ахимсе и не питал какой-либо недоброжелательности, также имел врагов, и в конце концов он был застрелен. Это показывает, как трудно практиковать ахимсу [в совершенстве]. Господь Будда развил практику ахимсы настолько сильно, что преображал любую грубую личность в добросердечного человека. Однажды он столкнулся с грубым дакойтом (разбойником), который пришел убить его, и одним простым взглядом [Будды] дакойт был преображен. В ашраме Патанджали корова, коза и тигр могли жить, есть и пить вместе, благодаря высшей стадии ахимсы, практикуемой [обитателями ашрама].

Очень просто говорить, что мы должны следовать ненасилию, что нам следует любить друг друга. Концепция же любви для нас слишком велика, чтобы ее понять. Для нас любовь означает безопасность или защиту от страха смерти и ничего более. Это психологическая необходимость. Но в действительности любовь есть нечто более великое. Христос был распят, Мохаммеда противники побили камнями, великого суфия Мансура мусульмане пытали так, что с него слезла кожа. Все эти люди имели врагов. Но в Индии есть много людей, у которых нет врагов, потому что они в со-вершенстве практиковали ахимсу. Наиболее важная вещь — не противостоять даже людям, совершающим насилие; это также является ахимсой. Если понятие ахимсы развивать более глубоко, то она означает практику уничтожения комплекса вражды — неосуждение. В Индии такой человек называется аджата шатру — рожденный без врагов.

Таким образом, складывается впечатление, что великие святые и пророки не были твердо установлены в ахимсе. Например, Будда, Господь Кришна, Шанкара противостояли другим школам философии и критиковали их. Логика же йоги говорит, что ахимса должна практиковаться в полном виде. Это должен быть величественный путь, когда достойно принимается все, что в обществе считается неправильным. Вот что означает сатьяграха. Итак, сутра означает, что когда последователь твердо стоит на позиции ахимсы, когда даже последний след враждебности стерт, душа раскрывает себя изнутри в некоей магнетической форме. Эта магнетическая форма называется вайрагьягах, т. е. отказ от враждебности. Таким образом, следует отказаться от убийства [всех] живых существ. [В этом смысле] в Индии известен знаменитый культ ахимсы в джайнизме.

Техника и этапы выполнения Садхана

Утренний комплекс состоит из 3 этапов: чтение Джап Джи, упражнений с медитацией и пения мантр. Это работа для души, тела и ума.

Подготовка к Садхане

Чтобы правильно настроиться на практику, выберите в доме помещение, где хранятся важные для вас вещи и воспоминания. Энергия этого места будет оказывать на вас определенное воздействие.

Проветрите комнату. В ней должна воцариться утренняя свежесть. Температура должна быть умеренной, чтобы тело взбодрилось, и улетучивался сон. Сидеть лучше на натуральной ткани или шкуре, чтобы не образовывалось статическое электричество. Это поможет отделить электромагнитное поле вашего тела от поля Земли.

После пробуждения сделайте несколько легких упражнений.

Затем примите холодный душ и наденьте чистую, свободную одежду.

Учителя йоги советуют выполнять Садхану в хлопчатобумажном костюме белого цвета.

Джап Джи

Чтение Джап Джи Сахиб – это произнесение текста для возвышения и пробуждения. Джап Джи Сахиб – текст из стихов, являющихся мантрами и шабдами.

Это особые звуки, написанные на языке гурмукхи. Их задача – пробудить, возвысить и удалить ограничения из жизни.

Основой, на которой зиждется Джап Джи, является понимание, что «Творец и я, я и Творец – едины». Этот священный текст находится вне религий и национальностей. Чтение Джап Джи может стать для вас возвышающим опытом!

Чтение этого текста приближает нас к Богу. Он настолько силен, что фактически является звуковым кодом, который способен снять замок с нашей души, пробудить нас и убрать любые ограничения из нашей жизни.

Читайте также:  Как перейти на сыроедение с удовольствием и без вреда для здоровья

Крийи – комплекс упражнений

Крийи – важная часть Садханы. Упражнения должны быть легкими, чтобы организм не получал в утренние часы чрезмерной нагрузки. В наборе нет перевернутых и сложных поз. Упражнения направлены на проработку позвоночника и прогрев мышц перед медитацией. Настроиться на крийю помогают мантры:

  • Инициирующая – 3 раза: «Я настраиваюсь на творческую энергию вселенной. Я открываюсь сияющей мудрости, ведущей меня из тьмы к свету».
    • Защитная – 3 раза с поворотом головы: « Ад гуре Наме(влево) открываюсь изначальной мудрости. Джугад гуре наме (назад) открываюсь вечной мудрости. Сат гуре наме (вправо) открываюсь истинной мудрости. Сири гуру дэве наме (влево) открываюсь великой сияющей мудрости».

Нияма — Дисциплина

Нияма — это вторая ступень философии йоги, которая проповедует качества, которые нужно включить в свою состоит из пяти принципов:

Шаука — Чистота

Шаука означает чистоту во всех сферах нашей жизни: чистота внешняя и внутренняя, чистота речи и помыслов, чистота в отношениях с людьми, которых мы выбираем. Важно иметь хорошее окружение, которое вас вдохновляет, мотивирует на правильные вещи. Близкие люди могут поделиться своей мудростью, полезными советами, положительно влиять на вашу жизнь.

Сантош — Удовлетворение

Сантош похожа по смыслу с апариграхой и означает удивление тем, что мы имеем. Придерживая принципа удовлетворения, человек скромен, доволен сложившимися обстоятельствами и считает то, что у него есть — величайшим богатством в его жизни. Внутреннее ощущение довольства дарит счастье намного больше, чем материальное имущество. В наше время материализма и консьюмеризма необходимо стремится к равновесию.

Тапа — Самоконтроль, Самодисциплина

На наш взгляд, самое сложное правило, поскольку требует большой силы воли и дисциплины. Тапа означает соблюдение направления пути вашего развития сквозь невзгоды и препятствия. Вы должны практиковать с терпением, усердно и настойчиво. Придерживаться избранного пути независимо от обстоятельств — путь к успеху.

Свадхая — Изучение Священного Писания

Свадхая означает обучение, духовное просвещение традиционных писаний философии йоги: «Бхагавад-гита», Упанишады, йога-сутры Патанджали и пр. Эти писания передают ценные знания и оказывают неоценимую помощь на пути к йоге. Ишвара Пранидхана — Преданность Богу

Передавайте все, что вы делаете с Божественным Я с чистой преданностью. Бог защищает всех, кто предаст с доверием и верой.

Возникновение индуизма

«Индуизм — это монотеистическая религия, последователи которой верят в то, что бог проявляет себя в различных формах. Человек может поклоняться той из форм бога, которая наиболее близка ему, при этом относясь уважительно к другим формам поклонения»

В течении всей истории развития йоги (как на протяжения ведического периода индийской истории так и после него) терминология йоги и ее мировозренческая направленность произвольно видоизменялась как известными философскими школами, так и бесчисленными аскетами, магами и йогинами-одиночками в силу личного разумения. Причём всё это были сугубо арийские интерпретации.

По мере того как с течением времени местные аборигенные культы стали смешиваться с представлениями Вед и набирать силу, как бы переваривая религиозные представления пришельцев, возник собственно индуизм. Типичными для индуизма можно признать такие религиозные положения, как «дхарма», «карма», «сансара», «майя». Два крупных эпических текста — Махабхарата и Рамаяна — были написаны около трёх с половиной тысячелетий назад, незадолго до рождения Будды.

Слово «Махабхарата» можно примерно перевести как «Великая книга индийской культуры», а «Рамаяна» — как «Путь Рамы».

Махабхарата содержит свыше ста тысяч стихов, а Рамаяна, хотя она и меньше по размеру, всё‑таки достаточно велика, чтобы считаться скорее энциклопедией, чем книгой. Даже в сегодняшней Индии Рамаяна, пожалуй, остаётся самым популярным из традиционных писаний. В этой книге жизнь Рамы описывается прекрасными стихами, которые часто поют под музыку. Хотя она не содержит, или почти не содержит никаких конкретных указаний по йоге, она в символической форме описывает суть жизни йога и путь, который нужно пройти для обретения самореализации. Внешне, она касается жизни Рамы, его жены Ситы и других людей, а также невзгод, с которыми они сталкиваются в жизни. Но, в действительности, под этой тонкой маскировкой скрывается описание проблем и испытаний — как внешних, так и внутренних — с которыми приходится сталкиваться йогам на пути к трансцендентному осознанию.

Также более отчетливо о йоге упоминается в Бхагават гите (часто называют «Гита-упанишада» или «Йога-упанишада») — шестой из частей Махабхараты Основной упор в Гите делается на достижения уравновешенности в повседневных действиях, а не на аскетической традиции йоги — уходе из социума. Йогин не должен покидать мир. Напротив — он должен жить в самой гуще социума, не уклоняясь ни от чего. Причём единственное условие спасения заключается в систематической практике йоги и непривязанности к плодам своих действий.

В Махабхарате основной текст, повествующий о военных сражениях в определённый период истории Индии, чередуется со многими отрывками, относящимися к йоге и ее практике. Однако, суть её учения содержится во всемирно известной части, именуемой «Бхагавад‑Гита». Это поэма из семисот стихов, в которой воплощение Бога — Кришна, играющий роль возницы во время главной битвы эпоса, обучает великого воина Арджуну практике йоги.

И определения йоги звучат уже так:

«Уравновешенность йогой зовется» «Йога — это мудрость, благодаря которой избежишь порабощения кармой» (то что предопределено тебе судьбой) « Йога — это искусность в действиях, тотальность в действиях.

Также в Бхагават гите есть упоминание о самадхи, одном из йоговский понятий. «Когда твой противопоставленный писаниям разум, утвердиться в непоколебимом самадхи, тогда достигнешь йоги»

Бхагавад Гита — это текст-путеводитель по йоге, применимый ко всем людям на свете, независимо от возраста, занятий и общественного положения. Именно Бхагавад Гита призывает всех начинать заниматься йогой здесь и сейчас, не думая, что её можно практиковать лишь аскетам. Практика йоги должна уже сейчас быть неотъемлемой частью жизни человека. Ещё одна важная особенность Бхагавад Гиты состоит в том, что она соединяет все разнообразные аспекты йоги в одно всеобъемлющее целое. В практике йоги не следует ограничиваться одним путём. В действительности, это просто невозможно: необходимо объединение всех различных путей. Хотя человек может придерживаться одного конкретного пути, ему, по возможности, следует практиковать и другие пути. В Гите об этом говорится совершенно ясно.

ступеней йоги

Наиболее популярной книгой по йогической практике считается «Йога-сутры Патанджали». Она была написана свыше 5 000 лет назад. В ней содержится 196 сутр (короткие строфы, наполненные смыслом).

Книга включает в себя философские размышления на тему самопознания и в этом плане является одним их самых уважаемых источников. Философия и йога объединяются в этом трактате в единую целостную систему.

Многие из них можно использовать в качестве самоучителей.

Следует только придерживаться восьми ступеней йоги:

  • Яма;
  • Нияма;
  • Асана;
  • Пранаяма;
  • Пратьяхара;
  • Дхарана;
  • Дхьяна;
  • Самадхи.

Первые две ступени (Яма и Нияма) помогают практикующему новичку проработать в себе морально-волевые качества. Они потребуются для формирования осознанной, ответственной личности.

Существует пять Ям, которые учат человека действовать правильно по отношению к окружающему миру:

  • ненасилие (Ахимса);
  • честность (Сатья);
  • запрет на воровство (Астея);
  • нестяжательство, ненакопительство (Апариграха);
  • видение во всем Божественности (Брахмачарья) .

Ниям также известно пять, они являются заповедями для проработки внутреннего духовного мира человека:

  • чистота тела, речи и ума (Шауча);
  • самодисциплина и аскетизм (Тапах);
  • удовлетворённость, скромность, оптимизм (Сантоша);
  • самообразование (Свадхьяя);
  • работа на благо общества, альтруизм (Ишвара Пранидхана).

У всех Ям и Ниям в основе лежат истины, заложенные с детства. Они нужны для правильного взаимодействия с внешним миром и собой внутренним.

Легендарный курс по медитации без оплаты Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

ступеней йоги

Пранаямы разработаны для того, чтобы научились работать с нашим дыханием. Это тонкий процесс, который сопровождает нас с первого вдоха при рождении. Правильное дыхание наполняет нас энергией, делает ум более острым и помогает взять под контроль эмоции.

Пратьяхара (техника отвлечения чувств от объектов, на которые они обычно направлены), Дхарана (это процесс тренировки ума, процесс дисциплинированности ума, в результате которого достигается сосредоточение в одной точке на 90 %) и Дхъяна (созерцание, «особая сосредоточенность сознания на объекте созерцания») – все эти ступени учат работе с умом.

Самадхи – это состояние просветления, при котором исчезает сама идея индивидуального сознания, и человек переходит в чистое состояние бытийности, объединяя наблюдателя и наблюдающего в себе или, иначе, прекращая существование самой концепции разделённости.

Активная работа мозга

Осознанное дыхание позволяет управлять состоянием ума. Исследования показали, что пранаяма полезна для умственных способностей и психического здоровья [8]. В эксперименте приняли участие 84 человека в возрасте 18–25 лет. Участники эксперимента практиковали быстрые упражнения: капалабхати и бхастрику, а также медленные: надишодхану, пранаву и савитри. В результате занятий у них были отмечены улучшения когнитивной функции, слуховой памяти и сенсорно-моторных характеристик. Техники помогают укрепить парасимпатическую нервную систему и усилить ее вегетативный ответ. Мозг снабжается кислородом, беспокойство уходит, и человеку проще сконцентрироваться на мыслях, не отвлекаясь на эмоции.

8 продуктов для улучшения памяти

Книги Айенгара

Развивая свой стиль йоги, Айенгар написал несколько серьезных книг, которые пользуются большим уважением и стали классическими текстами йоги. Главным произведением считается книга «Прояснение йоги», впервые опубликованная в 1966 году. В книге приводятся сотни поз йоги с описанием и иллюстрациями, а также много техник дыхания. Другие важные книги Айенгара это «Прояснение пранаямы» — труд, посвященный работе с дыханием, и «Йога-сутры Патанджали. Прояснение», интерпретированный перевод древних йога-сутр, из которых Айенгар извлек философскую основу для своего метода йоги. Его последняя книга «Свет жизни» посвящена ментальным и духовным аспектам йоги.

Книги Айенгара

Медитация

Йога преподносит ее как осознание себя световой точкой, имеющей связь со всеми центрами энергии людей планеты. Визуализировать себя как центр сияния, вместе с другими людьми создающий сеть чистой энергии. Чакры внутри должны ощущать центр света, главным образом центр головы Анджа и сердца Анахата. Надо углублять силу свечения, уподобляясь яркой звезде. Ощутить соединение со всеми источниками света, за пределами сознательного.

Совершить самое главное путешествие к истине внутри себя — Сатыам. Зайти за границы сознания, где чувствуется сила бога Брахман. Она дает возможность находится в состоянии любви и гармонии, испытывая при этом безграничное спокойствие.

Медитация позволяет поднять из глубин подсознания положительное мышление, что позволит развить характер и изменить реакцию на различные ситуации. Человек, практикующий медитацию в йоге, чувствует и ценит тишину, пропадают вредные привычки в мышлении. Образуется поток положительной энергии, позволяющий людям взаимодействовать на более качественном уровне.

Действие направлено внутрь для того, чтобы произошло соединение с духовными и божественными силами. Самосовершенствование должно стать вдохновением об этом говорит йога. Медитация инструмент для самореализации — атма джняна.