Садхана — практика йоги Кундалини: суть и техника выполнения

Самое главное по теме: «йога сутры патанджали вьяса» с полным пояснением от профессионалов.

Распорядок дня при йогическом образе жизни

Чтобы придерживаться йогического образа жизни, стоит соблюдать определенный режим дня. 

Распорядок дня при йогическом образе жизни
  • Подъем в 4 утра. Считается что с 4 до 10 утра время гуны благости. После пробуждения можно сделать несколько упражнений на растяжку, затем обязательно принять душ и растереть тело маслом. Лучше делать это в тишине, а также практиковать закаливание. После нужно выпить стакан теплой кипяченой воды для очищения, а затем от 2.5 до 4 часов посвятить индивидуальным практикам йоги. Медитация и упражнения йоги подарят заряд бодрости и сил, помогут услышать свою душу. 
  • С 10 утра до 22 часов влияют гуны страсти, поэтому это время отведено под активную деятельность и повседневные дела. Важно в этот период соблюдать правила умеренности во всем, чередовать работу и отдых и хотя бы 1 час выделить для прогулки на свежем воздухе, чтобы наполнится праной — энергией жизни — через лучи солнца и кислород. Последний прием пищи должен быть за 2 часа до отхода ко сну или раньше. Перед сном можно помедитировать или сделать расслабляющий комплекс йоги
  • С 10 вечера до 4 утра влияют гуны невежества. В это время надо погрузиться в самозабвение и выспаться.

Перед началом практики Раджа-йоги

Этим древнейшим практикам уже тысячи лет. В западных странах о йоге узнали благодаря рассказам о мудрецах из Индии и Гималаев.

Оригинальное название Раджа-йога — Rāja-Yogah. Является практикой в Лотосе — Падмасана. Основные моменты, которые надо освоить, чтобы приступить непосредственно к занятиям йогой:

  • уметь находиться в позе лотоса;
  • осуществлять медитацию в ней;
  • уметь делать главные асаны.

Раджа йогу именуют «королевской» из-за конечных результатов, которые достигаются благодаря ей. Упражнения направлены кроме физического совершенствования на внутреннюю гармонию — йога ума. Это учение мудрецов Риши и Махариши и их последователей. Она отсылает к тем временам, когда власть имели просветленные Мастера Мудрости. Они действовали в интересах народа и владели знанием, что дать людям.

Первая ступень йоги Яма, правило № — Ахимса (ненасилие)

Ахимса пратиштайям тат саннидху вайратьягах. Если перестанешь причинять вред, сможешь Прекратить вражду с помощью ахимсы. (Йога-Сутры Патанджали, II:35)

Шарат Джойс: «Ахимса означает ненасилие в словах, мыслях и действиях. Это означает не быть причиной боли других живых существ включая животных, насекомых и растения. Если мы утверждаемся в ненасилии в повседневной жизни, то все конфликты закончатся. У нас есть цитата на языке Каннада (язык моей мамы) «Нужно две ладони, чтобы хлопать». Одна ладонь не даст звука. То есть если вы не реагируете, когда кто-то начинает конфликт с вами, тогда он заканчивается. Нет хлопка, нет звука».

Паттабхи Джойс: «Ахимса означает никогда, нигде, ни при каких обстоятельствах, ни мыслью, ни словом, ни делом не причинять никому вреда. Даже если в какой-то ситуации Веды позволяют нанесение вреда, такой поступок не соответствует ахимсе. К примеру, два зверя, готовые сцепиться в кровавой драке, забывают о своей вражде в присутствии человека, практикующего ахимсу».

Йога сутры, разные переводы:

35. При утверждении [йогина] в ненасилии в его присутствии исчезаетвраждебность. (перевод с санскрита и )

35. В присутствии утвердившегося в непричинении вреда прекращаетсявсякая вражда [в других].(перевод с санскрита Свами Вивекананды)

35. Утвердившийся в непричинении вреда способен подавить неприязнь ксебе [в любом живом существе]. (перевод с санскрита )

35. Когда человек утвердился в ненасилии (ахимсе), враждебностьослабевает в его присутствии.(перевод с санскрита )

Комментарии к Йога-сутрам Свами Сатьянанды Сарасвати

Сутра 35: Плоды (I) ахимсы

  • Ahimsap̱ ratist̤ hay̱ am̱ tatsannidhau vairatyag̱ ahAhimsa̱ — ненасилие;pratis̤tha̱ya̱m — будучи прочно установленным;tatsannidhau — в этой окрестности;vaira — враждебность;tya̱gah — отказ.

При прочном утверждении в ахимсе имеет место отказ от враж-дебности в его [йога] окрестности.

Ахимса означает любовь, безвредность, неубийство, ненасилие. Она означает отсутствие неприязни, враждебности и [желания нанесения] вреда. Духовному последователю под ахимсой следует понимать отсутствие любого вредного намерения, каким бы оно ни было. Пратиштха означает быть твердо установленным. Когда кто-то установлен в ахимсе, в нем развивается некий вид магнетизма, который оказывает влияние на любого, кто к нему приближается.

Он становится свободен от настоящей опасности — комплекса вражды, т. е. насилия и враждебности. В индийской истории существует много великих людей, которые могли преображать даже наиболее грубые и дьявольские сердца. [Вместе с тем] Махатма Ганди, [например], который был предан ахимсе и не питал какой-либо недоброжелательности, также имел врагов, и в конце концов он был застрелен. Это показывает, как трудно практиковать ахимсу [в совершенстве]. Господь Будда развил практику ахимсы настолько сильно, что преображал любую грубую личность в добросердечного человека. Однажды он столкнулся с грубым дакойтом (разбойником), который пришел убить его, и одним простым взглядом [Будды] дакойт был преображен. В ашраме Патанджали корова, коза и тигр могли жить, есть и пить вместе, благодаря высшей стадии ахимсы, практикуемой [обитателями ашрама].

Читайте также:  А у вас хорошая растяжка? Еще 9 упражнений йоги для расслабления

Очень просто говорить, что мы должны следовать ненасилию, что нам следует любить друг друга. Концепция же любви для нас слишком велика, чтобы ее понять. Для нас любовь означает безопасность или защиту от страха смерти и ничего более. Это психологическая необходимость. Но в действительности любовь есть нечто более великое. Христос был распят, Мохаммеда противники побили камнями, великого суфия Мансура мусульмане пытали так, что с него слезла кожа. Все эти люди имели врагов. Но в Индии есть много людей, у которых нет врагов, потому что они в со-вершенстве практиковали ахимсу. Наиболее важная вещь — не противостоять даже людям, совершающим насилие; это также является ахимсой. Если понятие ахимсы развивать более глубоко, то она означает практику уничтожения комплекса вражды — неосуждение. В Индии такой человек называется аджата шатру — рожденный без врагов.

Таким образом, складывается впечатление, что великие святые и пророки не были твердо установлены в ахимсе. Например, Будда, Господь Кришна, Шанкара противостояли другим школам философии и критиковали их. Логика же йоги говорит, что ахимса должна практиковаться в полном виде. Это должен быть величественный путь, когда достойно принимается все, что в обществе считается неправильным. Вот что означает сатьяграха. Итак, сутра означает, что когда последователь твердо стоит на позиции ахимсы, когда даже последний след враждебности стерт, душа раскрывает себя изнутри в некоей магнетической форме. Эта магнетическая форма называется вайрагьягах, т. е. отказ от враждебности. Таким образом, следует отказаться от убийства [всех] живых существ. [В этом смысле] в Индии известен знаменитый культ ахимсы в джайнизме.

Техника и этапы выполнения Садхана

Утренний комплекс состоит из 3 этапов: чтение Джап Джи, упражнений с медитацией и пения мантр. Это работа для души, тела и ума.

Подготовка к Садхане

Чтобы правильно настроиться на практику, выберите в доме помещение, где хранятся важные для вас вещи и воспоминания. Энергия этого места будет оказывать на вас определенное воздействие.

Техника и этапы выполнения Садхана

Проветрите комнату. В ней должна воцариться утренняя свежесть. Температура должна быть умеренной, чтобы тело взбодрилось, и улетучивался сон. Сидеть лучше на натуральной ткани или шкуре, чтобы не образовывалось статическое электричество. Это поможет отделить электромагнитное поле вашего тела от поля Земли.

После пробуждения сделайте несколько легких упражнений.

Затем примите холодный душ и наденьте чистую, свободную одежду.

Учителя йоги советуют выполнять Садхану в хлопчатобумажном костюме белого цвета.

Джап Джи

Техника и этапы выполнения Садхана

Чтение Джап Джи Сахиб – это произнесение текста для возвышения и пробуждения. Джап Джи Сахиб – текст из стихов, являющихся мантрами и шабдами.

Это особые звуки, написанные на языке гурмукхи. Их задача – пробудить, возвысить и удалить ограничения из жизни.

Основой, на которой зиждется Джап Джи, является понимание, что «Творец и я, я и Творец – едины». Этот священный текст находится вне религий и национальностей. Чтение Джап Джи может стать для вас возвышающим опытом!

Чтение этого текста приближает нас к Богу. Он настолько силен, что фактически является звуковым кодом, который способен снять замок с нашей души, пробудить нас и убрать любые ограничения из нашей жизни.

Крийи – комплекс упражнений

Техника и этапы выполнения Садхана

Крийи – важная часть Садханы. Упражнения должны быть легкими, чтобы организм не получал в утренние часы чрезмерной нагрузки. В наборе нет перевернутых и сложных поз. Упражнения направлены на проработку позвоночника и прогрев мышц перед медитацией. Настроиться на крийю помогают мантры:

  • Инициирующая – 3 раза: «Я настраиваюсь на творческую энергию вселенной. Я открываюсь сияющей мудрости, ведущей меня из тьмы к свету».
    • Защитная – 3 раза с поворотом головы: « Ад гуре Наме(влево) открываюсь изначальной мудрости. Джугад гуре наме (назад) открываюсь вечной мудрости. Сат гуре наме (вправо) открываюсь истинной мудрости. Сири гуру дэве наме (влево) открываюсь великой сияющей мудрости».

Возникновение индуизма

«Индуизм — это монотеистическая религия, последователи которой верят в то, что бог проявляет себя в различных формах. Человек может поклоняться той из форм бога, которая наиболее близка ему, при этом относясь уважительно к другим формам поклонения»

В течении всей истории развития йоги (как на протяжения ведического периода индийской истории так и после него) терминология йоги и ее мировозренческая направленность произвольно видоизменялась как известными философскими школами, так и бесчисленными аскетами, магами и йогинами-одиночками в силу личного разумения. Причём всё это были сугубо арийские интерпретации.

По мере того как с течением времени местные аборигенные культы стали смешиваться с представлениями Вед и набирать силу, как бы переваривая религиозные представления пришельцев, возник собственно индуизм. Типичными для индуизма можно признать такие религиозные положения, как «дхарма», «карма», «сансара», «майя». Два крупных эпических текста — Махабхарата и Рамаяна — были написаны около трёх с половиной тысячелетий назад, незадолго до рождения Будды.

Слово «Махабхарата» можно примерно перевести как «Великая книга индийской культуры», а «Рамаяна» — как «Путь Рамы».

Махабхарата содержит свыше ста тысяч стихов, а Рамаяна, хотя она и меньше по размеру, всё‑таки достаточно велика, чтобы считаться скорее энциклопедией, чем книгой. Даже в сегодняшней Индии Рамаяна, пожалуй, остаётся самым популярным из традиционных писаний. В этой книге жизнь Рамы описывается прекрасными стихами, которые часто поют под музыку. Хотя она не содержит, или почти не содержит никаких конкретных указаний по йоге, она в символической форме описывает суть жизни йога и путь, который нужно пройти для обретения самореализации. Внешне, она касается жизни Рамы, его жены Ситы и других людей, а также невзгод, с которыми они сталкиваются в жизни. Но, в действительности, под этой тонкой маскировкой скрывается описание проблем и испытаний — как внешних, так и внутренних — с которыми приходится сталкиваться йогам на пути к трансцендентному осознанию.

Также более отчетливо о йоге упоминается в Бхагават гите (часто называют «Гита-упанишада» или «Йога-упанишада») — шестой из частей Махабхараты Основной упор в Гите делается на достижения уравновешенности в повседневных действиях, а не на аскетической традиции йоги — уходе из социума. Йогин не должен покидать мир. Напротив — он должен жить в самой гуще социума, не уклоняясь ни от чего. Причём единственное условие спасения заключается в систематической практике йоги и непривязанности к плодам своих действий.

В Махабхарате основной текст, повествующий о военных сражениях в определённый период истории Индии, чередуется со многими отрывками, относящимися к йоге и ее практике. Однако, суть её учения содержится во всемирно известной части, именуемой «Бхагавад‑Гита». Это поэма из семисот стихов, в которой воплощение Бога — Кришна, играющий роль возницы во время главной битвы эпоса, обучает великого воина Арджуну практике йоги.

И определения йоги звучат уже так:

«Уравновешенность йогой зовется» «Йога — это мудрость, благодаря которой избежишь порабощения кармой» (то что предопределено тебе судьбой) « Йога — это искусность в действиях, тотальность в действиях.

Также в Бхагават гите есть упоминание о самадхи, одном из йоговский понятий. «Когда твой противопоставленный писаниям разум, утвердиться в непоколебимом самадхи, тогда достигнешь йоги»

Бхагавад Гита — это текст-путеводитель по йоге, применимый ко всем людям на свете, независимо от возраста, занятий и общественного положения. Именно Бхагавад Гита призывает всех начинать заниматься йогой здесь и сейчас, не думая, что её можно практиковать лишь аскетам. Практика йоги должна уже сейчас быть неотъемлемой частью жизни человека. Ещё одна важная особенность Бхагавад Гиты состоит в том, что она соединяет все разнообразные аспекты йоги в одно всеобъемлющее целое. В практике йоги не следует ограничиваться одним путём. В действительности, это просто невозможно: необходимо объединение всех различных путей. Хотя человек может придерживаться одного конкретного пути, ему, по возможности, следует практиковать и другие пути. В Гите об этом говорится совершенно ясно.

Елена Островская, Валерий Рудой. Йога Патанджали

«Йога-сутры» патанджали и «Вьяса-бхашья». О средоточении

Ом, поклонение Ганеше! Да защитит вас тот, кто, оставив свою извечную форму, владычествует над миром живых существ, различными способами выказывая ему свое благорасположение, уничтоживший всю совокупность аффектов, обладатель страшного яда, со множеством уст и прекрасным капюшоном, творец всеведения, змеиная свита которого направляет к вечному блаженству, он, божественный змей с белой незапятнанной кожей, дарующий сосредоточение, пребывающий в сосредоточении .

1. Итак1, наставление йоге.

«Итак» — здесь в значении начала систематического изложения предмета, что следует понимать как начало авторитетного учения, дающего изложение йоги2.

Йога есть сосредоточение3, которое выступает свойством сознания на всех его ступенях4. Ступени сознания: блуждающее5, тупое6, произвольно направленное (викшипта)7, собранное в точку8, остановленное9. Из них сосредоточение при сознании, произвольно направленном, не относится к области собственно йоги, ибо оно размывается рассеянностью.

Но то сосредоточение, которое при сознании, собранном в точку, высвечивает объект как он есть в реальности, уничтожает аффекты10, ослабляет путы кармы11 и ставит целью прекращение развертывания сознания, оно-то и получает название йоги сознания12. Эта йога связана с возделыванием избирательности и рефлексии13, блаженства14 и самости15. Эти четыре модуса мы объясним в дальнейшем.

Желая дать ее определение, [Патанджали] избрал следующую формулировку сутры:

2. Йога есть прекращение деятельности сознания1.

Виды йоги

Следует разобраться в существующих видах йоги. Но не стоит путать уже сложившиеся веками направления с теми разновидностями, которые появились совсем недавно. Современные мастера с огромным удовольствием придумывают каждый год новые авторские курсы. К таким можно отнести: Аштанга Виньяса йогу, Шивананда-йога, Дживамукти йогу, Йога Аейнгару и т. д.

В нашем случае повествование пойдет о базовых видах йоги, в которых основной упор делается на уровни развития человека.

Карма йога

«Кармой» называют действия человека, т. е. в этом направлении главным является определенный набор физических действий без привязки к результатам труда.

Человек развивает в себе альтруизм и осознанность, отказывается от акцента на собственном «я», учится находиться внутри потока. Большинство Ашрамов, которые есть в Индии, в первую очередь предлагают новичкам заняться именно таким трудом (к примеру, мытьем полов, помощью на кухне и т. д.).

Бхакти-йога

Этот вид йоги направлен на преданное служение высшему (Ишвара Пранидхана), жертвенности на благо окружающих людей, любви к Богу (Всевышнему, Абсолюту). Во время практики человек читает священные писания, повторяет имена Бога, поет священные мантры.

Такая же традиция существует в христианстве и других мировых религиях.

Джняна йога

Этот вид йоги помогает проработать умственный аспект личности для достижения высшей ступени сознания. Практическое занятие направлено на развитие аналитического мышления, повышение концентрации внимания, духовные практики. Джняна подходит людям, которым сложно дается раскрытие своего сердца для служения Богу. С ее помощью человек с аналитическим складом ума смиряет свои мысли и открывает новые грани саморазвития.

Раджа-йога

Королевский вид йоги для борьбы с мрачным настроением. Его можно сопоставить с восьмеричным путем Патанджали, который является высшей ступенью Раджа-йоги. Во время практики происходит воссоединение с Богом, достигается состояние Самадхи и происходит освобождение.

Популярные техники осознанного дыхания

Одно из самых известных направлений в дыхательной системе — пранаяма по Б.К.С. Айенгару, включающая следующие разновидности техник:

  1. Уджайи пранаяма, или «дыхание победителя»: легкие расширены, грудная клетка выпячена вперед, дыхание медленное, удлиненное.
  2. Бхрамари, или «дыхание шмеля»: во время выдоха производится мягкий жужжащий звук.
  3. Вилома, или «дыхание против шерсти»: вдохи и выдохи прерываются задержками.
  4. Ситали и ситкари: вдох через рот без «замка» на подбородке. В первом случае язык сворачивается трубочкой, во втором — лежит свободно.
  5. Капалабхати: вдох и сильный выдох с задержкой на долю секунды.
  6. Анулома, или «дыхание естественного порядка вещей»: дыхание с попеременным закрытием ноздрей пальцами руки.
  7. Сурья бхедана и чандра бхедана: в первом случае вдох через правую ноздрю, выдох через левую, во втором — наоборот.

Все дыхательные техники необходимо осваивать под руководством специалиста, чтобы не навредить себе.

Дхьяна — медитация

Дхьяна постигается путем подготовки через различные техники медитации. С помощью концентрации, медитации и озарения в такой последовательности мы обретаем духовное совершенство и чистое сознание.

Что дает нам практика медитации:

  • душевный покой и смиренность;
  • спокойный ум и сосредоточенность;
  • познание себя, своего внутреннего мира;
  • обретение чистого сознания.

Подробнее о медитации мы писали ранее.

Большего эффекта человек достигает в медитации, когда спокоен его ум. Йог испытывает чистое бытие, границы грубого и тонкого стираются, остается чистый свет, что сияет в сердце. Это единство способно давать ответы на многие фундаментальные экзистенциальные вопросы.

Духовный аспект йоги Айенгара

Практические видео уроки и комплексы по йоге для Айенгара смотрите в статье: Йога Айенгара для начинающих в домашних условиях

Слово «йога» происходит от санскритского слова «юдж», означающего «иго, соединение или объединение». Под этим подразумевается объединение тела с разумом и разумом с душой — для достижения счастливой и сбалансированной жизни. В более глубоком смысле йога – это слияние отдельного внутреннего «я» с вечной истинной природой.

В Индии йога является одной из шести ветвей классической философии, и истоки йоги происходят из устных традиций йогов, где знание передавалось от гуру (духовного учителя) к духовному ученику. Легенда гласит, что знание йоги было впервые передано Господом Шивой его жене Парвати и оттуда к другим людям.

Согласно «Йога-сутрам Патанджали» (196 афоризмов, написанных около 2-го века до н.э.), конечная цель йоги — достичь духовного освобождения или абсолютной свободы. Тогда человек освобождается от цепей причин и следствий (кармы), которые связывают нас с миром.

Поэтому йога — это духовный поиск, путешествие, которое ведет к здоровью, счастью, спокойствию и знаниям.

Множество направлений философии и методологии йоги были объединены и представлены мудрецом Патанджали в его наборе из 196 афоризмов под названием «Йога-сутры», написанном около 2200 лет назад, но которые все еще актуальны и по сей день. В йоге есть 8 дисциплин, описанных Патанджали. По его словам, если практиковать и совершенствовать эти дисциплины, можно достичь конечной цели йоги: духовного освобождения.

8 частей йоги

Яма — принципы этики: ненасилие, правдивость, не воровство, сексуальная сдержанность и непримиримость.

Нияма — Принципы поведения: чистота, удовлетворенность, интенсивное посвящение или аскетизм, изучение себя и священных писаний и самоотдача.

Асана — практика физических поз.

Пранаяма – контроль дыхания.

Пратьяхара — контроль чувств.

Дхарана – концентрация внимания.

Дхьяна – медитация и созерцание.

Самадхи — состояние высшего сознания, когда чувство я (эго) растворяется в объекте медитации, а индивидуальное Я существует в своей собственной чистой природе.

Эти сутры были и остаются самым глубоким и информативным исследованием человеческой психики.

Б.К.С. Айенгар был одним из нескольких современных авторов, который благодаря своей собственной практике и опыту перевел и адаптировал сутры с оригинального санскрита в своей книге «Свет йога-сутр Патанджали».

Не забудьте получить бесплатный онлайн курс по медитации осознанности: получить курс бесплатно

Там я показываю вам самый быстрый и безопасный путь с нуля научиться медитировать и переносить состояние осознанности в повседневную жизнь.

Categories:Йога Tags: йога