Развитие навыков самопознания как основы саморазвития личности.

Не совсем понятно, как возникает самосознание, когда оно возникает, на каком этапе эволюции. Есть различные теории на этот счёт.

Похожие работы

  • курсовая Молодежные объединения как условие саморазвития личности подростка
  • семинар Практикум по дисциплине «основы саморазвития личности»
  • статья Глава 1. Творческое самовыражение как неотъемлемое свойство личности 5
  • курсовая Конфликт как основа театрализованного представления
  • курсовая Механизмы и развитие навыков аудирования
  • курсовая Группа как основа социальной работы рабочих групп
  • словарь Словарь ребенка как основа развития речи
  • курсовая Влияние групповых психолого-педагогических методов на развитие навыков общения у старших дошкольников
  • реферат Саморазвитие личности педагога
  • реферат Основные этапы развития социальной психологии как науки
  • реферат Сюжетно-ролевая игра как средство саморазвития детей среднего возраста
  • Комплексное изучение социальных групп. (Как основа для принятия управленческих решений)
  • 7Вопрос Профессиональное становление личности – основа самоутверждения личности в обществе

Структура сознания

Какова же структура психики человека, структура его сознания? На этот счёт существует очень большое количество теорий. Наиболее популярная теория – это теория психоанализа, основоположником которой считается Зигмунт Фрейд. С точки зрения этой теории, психику (личность) человека можно разделить на 3 части:

Структура сознания
  • сознательное;
  • бессознательное;
  • Сверх-Я.
Структура сознания

Сознательное – это часть, осознающая саму себя. Это Я-реальное.

Структура сознания

Бессознательное – это область психики, которая выражается в снах, различных страхах, нервозах, то есть в том, что не осознаётся. Это Я-Оно. Это та часть психики, которая управляет во-многом всей жизнью, психическим и физическим здоровьем, но при этом тем, что невозможно знать и осознавать. Бессознательное не мыслит словесно, как сознательная часть, а мыслит специфическими образами. Слова переводятся в образы.

Структура сознания

Сверх-Я (или Супер-Эго) – это совокупность культурных запретов и норм, которые делает человека культурным, цивилизованным общественным существом. Именно это позволило Зигмунду Фрейду говорить о том, что культура – это совокупность запретов, которая имеет репрессивную функцию по отношению к обществу. Иначе говоря, культура вступает в конфликт с бессознательным. Если бессознательное можно определить в качестве совокупности биологических инстинктов и влечений, то сверх-Я – как совокупность культурных запретов и норм. Это то, что приходит в столкновение с естественными желаниями человека.

Структура сознания

В науке также распространена структура самосознания, представляющая собой единство трёх составляющих:

Структура сознания
  • когнитивной;
  • аффективной;
  • поведенческой.
Структура сознания

Когнитивной составляющей самосознания является знание личности о самой себе. Сначала эти знания случайные, хаотические, отражают только поведение человека в конкретных условиях общения и деятельности. Затем эти единичные ситуативные сведения о себе интегрируются в целостное и адекватное понимание собственного «Я» как субъекта, отличного от других субъектов.

Структура сознания

Аффективное, или эмоционально-оценочная составляющая самосознания включает эмоциональное отношение (переживания различных эмоций), сопровождающий самопознание, в результате чего формируется самоотношение. Сочетание знаний о себе с отношением к себе образует самооценку личности.

Структура сознания

Поведенческая составляющая самосознания (самоуправления) показывает, как проявляется самосознание через поступки и действия, которые осуществляет человек в соответствии с представлением о себе. К ним следует отнести действенно-волевой и результативный компоненты самосознания, результатом которых является саморегуляция и самоконтроль.

Структура сознания

Самопознание и развитие личности

Самопознание и развитие личности

Обучая себя и своих детей вежливости и тактичности, мы занимаемся психопрофилактикой нанесения психических травм другим людям. Обучая вежливости и тактичности, мы прививаем себе и своим детям элементарные правила психогигиены. Можно добавить лозунги: «Психогигиена – залог здоровья семьи и нации!» и «Психопрофилактика дешевле психотерапии!».

Хорошо и легко говорить само собой разумеющиеся вещи, твердить банальные истины. Множество изданных книг и учебников типа «Как заработать миллиард», «Как похудеть за три часа», «Как изменить свою оставшуюся жизнь к лучшему за 6 шагов» и т.д. и т.п. также являются показательным явлением такого подхода. Читая эти книги, начинаешь понимать, что, в принципе, всего легко добиться в этой жизни, даже не сходя с собственного дивана. Но, по большей части, это получается лишь в наших фантазиях.

Все мы понимаем, что быть вежливыми очень приятно, а быть тактичными еще и полезно, как самому носителю этой черты характера, так и окружающим его людям. Быть взаимно вежливым легко, если первый проявил вежливость не ты сам, а другой. Вторым быть вежливым более легко, потому что «спасибо» на «спасибо», «спасибо» на «пожалуйста» легче произносить, чем «спасибо» на «подвинься» или «пожалуйста» на «куда прешь». Исходя из вышенаписанного, что вежливость не что иное, как психопрофилактика, мы сможем рассмотреть психолгию как самую перспективную науку прикладного характера в ближайшем будущем.

Психологическая тренировка людей станет в ближайшем будущем такой нормой, как и утренняя гимнастика. Правда, с такими же суррогатами замены, как электровибраторы для мышц и упражнения типа «за 2 недели – стальные мышцы и тонкая талия и крепкие нервы», не приводящие к положительным эффектам и приносящие чаще вред психике человека. Необходимость тренировки психики станет подтверждаться и принятием законов о взаимной вежливости, которые уже сейчас подразумевают снисхождение при состояниях аффекта, хотя это состояние очень сложно оценить при различных психотипах людей. Не говоря уж о возмещении морального вреда.

Читайте также:  Пранаяма

Не говоря уж о рекламе. Ее воздействие требует пристального внимания управленцев с привлечением психологов-экспертов. Скорее всего нам будет необходима специальная тренировка на реагирование на рекламу, хотя, в конечном счете, придется запретить размещение рекламы в средствах массовой информации и перенести ее полностью в рекламные издания. Меньше будет неврозов и психических заболеваний, включая алкоголизм, табакокурение, наркоманию и сексуальные расстройства. Постепенно в этом отношении рынок выравняется при создании равных условий для всех рекламодателей.

Психология, как уже говорилось выше, будет одной из важнейших дисциплин, помогающей адаптироваться и самореализоваться человеку в среде информационного общества без ущерба для своего психического здоровья и поэтому навсегда исчезнут болезни (а их процентов 90 из всех известных), спровоцированные расстройством нервной системы.

Подводя итог всему вышесказанному и возвращаясь к обсуждаемой теме самопознания – от простого психологического знания к сложным процессам психики, мне хочется отметить, что постоянное удерживание рамки психопрофилактики (как проявление внимания к другому человеку, и наоборот) и психогигиены (самопознания и самопринятия) позволит уже сейчас вести работу по распространению и развитию психологической грамотности населения, к чему и призываем всех психологов, работающих в образовании, медицине, управлении и других социальных областях.

Структура Я-концепции

Вместе с этим если рассматривать продукт самосознания – образы Я, то можно выделить:

  • Я реальное (какой я есть сейчас);
  • Я идеальное (каким я могу стать в соответствии с возможностями);
  • Я фантастическое (каким бы я мог стать, если бы это было возможно).

Противоречие Я-идеального и Я-реального может послужить как толчком к саморазвитию, так и вызвать дисгармонию личности. Стоит отметить, что самосознание – динамическая структура. Она склонна к изменениям и трансформациям Я-образов.

В некоторых теориях встречается более широкая классификация Я-образов. Выделяется:

  • Я-реальное;
  • Я-идеальное;
  • Я-потенциальное;
  • Я-личностное;
  • Я-деятельностное (профессиональное, внепрофессиональное).

В других трудах, например, Ш. Самуэль можно встретить понятие:

  • Я-телесного;
  • Я-настоящего (наличного, актуального);
  • Я-динамического;
  • Я-фантастического;
  • Я-вероятного;
  • Я-идеализированного;
  • Я-представляемого;
  • Я-идеального;
  • Я-будущего (возможного).

Я-телесное

Каждый человек имеет ощущение собственного тела, которое может отличаться от отображения в зеркале. Под этим подразумеваются сигналы, посылаемые в мозг о расположении частей тела, их форме и длине. В рамках Я-телесного можно дополнительно выделить:

  • реальное восприятие с точки зрение субъективной функциональности;
  • внутренние факторы, вызванные переживаниями личности или трудными ситуациями;
  • социальные факторы, то есть реакции окружения и интерпретация этих реакций личностью;
  • идеальный образ тела как результат совокупности всех факторов, сравнения и ощущения личностью своего тела.

Настоящее Я

Совокупность представлений человека о себе в настоящий момент времени (каким он себе кажется). Однако это представление не обязательно соответствует объективной реальности. Я-настоящее обеспечивает гибкость реакций в ответ на изменяющиеся условия внешней среды. Оно позволяет выбирать личности цели, стратегии поведения, притязания и другое.

Я-динамическое

Отражает представления личности о ней, но в проекции, то есть о том, каким человек хочет стать (цель). Зависит от социального статуса человека, возможностей и успехов. Я-динамическое склонно к изменениям, на которые оказывают влияние успехи и неуспехи личности, идентификация со значимыми и идеальными (в представлении человека) людьми, представления о желаемых ролях и статусе.

Я-фантастичекое

Структура Я-концепции

По сути это мечты человека, представления о том, каким бы он был, если бы все было возможно. Как правило, этот компонент существует только до юношеского возраста, а по мере взросления человека начинает активно сворачиваться.

Я-идеальное

Представления человека о том, каким бы он должен был стать, исходя из усвоенных норм и ценностей общества. Зависит от морального развития личности, нравственной зрелости и социализированности. Формируется в процессе идентификации человеком себя с людьми (героями), которыми он восхищается.

Если Я-идеальное не переходит в динамическое, а затем в настоящее, то, вероятнее всего, распадется совсем. Это опасно разочарованием и фрустрацией.

Я-возможное (будущее)

Представления человека о том, каким он может стать. Чаще всего отличается от идеального Я. Формируется на основе реального положения человека, реального статуса, возможностей и роли.

Я-идеализированное

Представления человека о том, каким бы ему хотелось быть именно сейчас, каким бы ему было приятно себя видеть. Это приходящий компонент, зависящий от конкретной ситуации.

Я-представляемое

Образы, создаваемые и выставляемые личностью специально на показ, чтобы скрыть нежелательные (отрицательные на ее взгляд) черты, качества Я-настоящего. Я-представляемое выполняет роль защиты и адаптации.

Чаще всего Я-представляемое близко к Я-идеальному, но если эти компоненты разнятся и не приближаются, то возникают проблемы во взаимоотношениях человека, а позже личность подвергается разочарованию и фрустрации. Признак такого несоответствия и начинающейся фрустрации – смущение.

Я-фальшивое

Представляет собой искаженное Я-настоящее, то есть самообман личности. При частом воспроизведении фальшивых, но желательных черт личность:

  • боится негативной самооценки;
  • ожидает негативного отношения извне;
  • не способна к поступкам, питающим самоуважение.
Читайте также:  24 асаны для новичков в йоге, которые можно выполнять дома

От Я-фальшивого включается множество защитных механизмов личности, которые в итоге приобретают патологический характер. Искажается все самопознание, а затем познание и восприятие межличностных отношений.

Заключение.

Мы рассказали вам как понять себя, с чего начать при самопознание и развитие личности. Если вам не удается сделать это в домашних условиях, надо обратиться к психологу. Они используют специальные техники:

  • Индивидуальное консультирование, где вы раскрываетесь психологу, понимаете свои проблемы и находить пути их решения;
  • Групповая работа, при которой строятся связи, помогающие самопознанию

Для сампознания рекоменудем прочитать наши статьи:

  • Как узнать свои сильные стороны. Советы от психолога Кристины Кудрявцевой.
  • Как найти свое предназначение в жизни: советы от психолога Виктории Юшкевич.

Функции самосознания

В современной науке выделяют следующие основные функции самосознания:

Самопознание. Познание себя — это функция, которая реализуется на протяжении всей жизни человека. Индивид начинает изучать и постигать себя с раннего детства, с каждым годом расширяя и усложняя свои познавательные способности. Самопознание неразрывно связано с развитием личности, так как успешное становление личности невозможно до тех пор, пока человек не определиться со своей идентичностью.

Для реализации этой функции необходимы следующие условия:

  • формирование и развитие познавательных навыков, которое происходит в возрасте и также подразумевает умственное самосовершенствование;
  • накопление опыта и материала для постижения себя, то есть человек должен осознавать себя в качестве социального субъекта как части общества;
  • постоянное переосмысление жизненных ориентиров и взглядов, так как в процессе самопознания прежние установки и ценности могут потерять актуальность.

Саморазвитие и самосовершенствование. С помощью этой функции человек стремится претворить в реальность свое «идеальное Я». В процессе самосознания он изучает свои желания, способности и потребности, которые мотивируют его и побуждают к действию.

Экзистенциальная функция. Наталкивает человека на мысли о своем существовании и предназначении. Порождает в нем стремление к поиску жизненного смысла и осмыслению своих глубинных мотивов.

Регулятивная функция. Благодаря самосознанию человек выстраивает свое поведение с окружающими людьми. От того, как он воспринимает себя, зависят его взаимоотношения с обществом и поведенческие установки.

Понятие самосознания

В психологии самосознание личности рассматривается как совокупность представлений личности о себе, которая выражается посредством Я-концепции, а также как оценка самой личностью данных представлений, то есть самооценка.

В рамках психологического анализа самосознание может быть рассмотрено в качестве сложного психического процесса, сущность которого кроется в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в разных ситуациях повседневности и видах деятельности, формах поведения, во всех способах взаимодействия с окружающими людьми и в соединении данных образов в единое целостное образование – понятие «Я».

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Самосознание человека (и детей, в частности) проанализировано С. Л. Рубинштейном в работе «Сознание и его границы» (1989). Исследователь отмечает, что формирование самосознания человека является своеобразным этапом в развитии сознания, подготавливается данный этап развитием речи и произвольных движений, появлением самостоятельности. В соответствии с этим С. Л. Рубинштейн предлагает рассматривать несколько последовательно сменяющих друг друга моментов становления самосознания в онтогенезе человека:

  • овладение собственным телом;
  • возникновение произвольных движений;
  • самостоятельное передвижение и самообслуживание;
  • постижения своего «Я» в прошлом, настоящем и будущем;
  • принятие оформленного самосознания.

Таким образом, по утверждению исследователя, самосознание начинает формироваться уже с самого раннего возраста. Однако некоторые авторы (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, М. Кун) не согласны с данной точкой зрения и утверждают, что становление самосознания начинается лишь в подростковом возрасте. Принято считать, что одним из первых многостороннее исследование самосознания предпринял Л. С. Выготский, по мнению которого, самосознание подростка является не только феноменом его личности и сознания, но и особым моментом развития личности – от самопознания к самоотношению и саморегуляции.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

На протяжении развития личности самосознание все более усложняется, а по мере того, как увеличивается число образов в его структуре, образуется адекватный, глубокий и интегративный образ собственного «Я».

Самосознание последовательно проходит стадии своего развития по мере того, как ребенок становится личностью, сознательно выделяющей себя из мира других людей. Таким образом, в общей структуре личности самосознание – это сложное интегративное свойство ее психической деятельности.

Читайте также:  Как научиться медитировать новичкам в домашних условиях?

Самосознание, оформившись, оказывает влияние на все дальнейшее развитие личности, являясь одним из наиболее необходимых внутренних условий непрерывности данного процесса, устанавливает устойчивое равновесие между внешними воздействиями, внутренними ощущениями личности и формами ее поведения.

Замечание 1

Наиболее важную роль в структуре самосознания играют самопознание, самосовершенствование и поиск смысла жизни.

Сравнение: углубляемся еще сильнее

На этом уровне самопознания вы поймете, что сравнивать себя с другими – не всегда хорошо. Сравнение заложено в нашей природе. Мы смотрим на других людей, мыслим категориями «хуже», «лучше». А это может мешать познать себя настоящего. Но иногда это указывает на ошибки и помогает найти пути исправления.

Если сравнив себя с другим человеком, ощущаете грусть или зависть – это путь в никуда.

Такие эмоции лишь навредят .

Если же наоборот, чувствуете прилив вдохновения, появляется мотивация для развития – такое сравнение будет полезным.

Цель самопознания – узнать себя настоящего.

Но если одновременно с этим развиваться, самосовершенствоваться – это замечательно. Если брать пример с успешных людей, это может зарядить энергией, дать понять, что вы тоже хотите чего-то достичь. Главное, чтобы это действительно было ваше желание, а не навязанное другими мнение.

Ищите свой собственный путь к счастью.

Сравнение: углубляемся еще сильнее

Если разбирать по полочкам конкретные черты, из этого вряд ли выйдет что-то хорошее. Например, вы считаете кого-то ленивым. Если углубиться в это, можно и за собой начать замечать лень.

Не всегда хочется усердно работать, согласитесь?

Но такая «лень» может быть вполне оправданной: организм должен отдыхать, человек должен набираться новых впечатлений, чтобы затем с новыми силами приступить к работе.

А если любой отдых начать считать ленью, то это лишь испортит настроение. Никто не может работать постоянно, это нормально.

Старайтесь концентрироваться на позитиве. Вдохновляйтесь другими людьми, берите с них пример, если считаете его достойным. Не поддавайтесь соблазну раскритиковать всех. Если кто-то не хочет заняться делами именно сегодня, это не значит, что он лентяй. Этот вывод применим к разным чертам и ситуациям.

Если не получается что-то сегодня, это не значит, что вы не способны на это в принципе.

В самопознании важна адекватная самооценка.

Структура самосознания

Самопознание человека включает в себя следующие элементы:

  1. Образ Эго. Это структура знаний о самом себе. То, как человек относится к себе, показывает его путь построения отношений с другими людьми.
  2. Самоконтроль. Это регулирование собственных действий, психического состояния в зависимости от требований и норм поведения, общения.
  3. Самооценка. Процедура оценки себя по принципу принятия или непринятия.

Особенности самопознания выражаются во взаимодействии трех выражений собственного Эго:

Реальное. Согласуется с представлением личности о себе в настоящий момент времени. При помощи самопознания можно увидеть объективную картину собственного положения. Индивид дает себе оценку с различных позиций. Общий образ складывается на основе всех социальных ролей. Человек буквально ставит перед собой вопросы о том, какой он родитель, работник. Результаты могут удовлетворять личность или же расстраивать ее. Если образы не совпадают друг с другом, появляются переживания и страдания. Человек способен уйти в глубокую рефлексию. Идеальное. Это внутренние мотивы и стремления личности к самосовершенствованию. Сюда входят желания, мечты и представления о себе в будущем времени. Формируется представление о том, что нужно сделать для того, чтобы получить желаемое. Этот компонент показывает уровень притязаний, амбиций и уверенности в себе и своих силах. Чаще всего формируется идеальный образ, из-за которого человек не замечает уже достигнутых результатов. Многие так и остаются на этапе мечтаний, не приступив к реальным активным действиям. Для реализации идеального Эго обязательно наличие стремления к переменам. Прошлое. Это напряженная часть, которая влияет на способ построения жизни человека. Прошлое нельзя изменить

Прожитые негативные моменты не дают личности активизироваться в настоящем времени, делая ее чрезмерно осторожной. Нужно помнить, что прошлое — это незаменимый опыт, который помогает проанализировать собственные поступки и принятые решения

Благодаря этому человек может сконцентрироваться на будущих достижениях.

Психология самопознания — это единая система, компоненты которой неразрывно связаны между собой. Осознав эту структуру, человек проще реализуется в будущем.

Уровни

  • самонаблюдения за результатами деятельности;
  • осознания оценки других людей относительно своих поступков;
  • анализа личных ощущений, эмоций.

При самопонимании человек оценивает мир и социум, в котором он живет. Индивид определяет:

  • стиль существования;
  • ценности общества;
  • мораль;
  • религиозность, духовность.
Уровни

При изучении самосознания психологи выделяют несколько уровней этого психического процесса, которые имеют определенные особенности. Человек может принять выявленные особенности как данность или попытаться их изменить.

Чувственное

Это низший уровень. Ощущение психосоматических процессов, протекающих в организме совместно с переживаниями, чувствами, эмоциями. Благодаря этому можно достичь самоидентификации.

Образно-личностное

Осознание человеком себя как деятельного начала. Проявляется самоактуализацией, самопереживаниями.

Аналитическое

Уровни

Осознание индивидом содержания мыслительных процессов. Благодаря этому осуществляется самоосмысление, самоанализ. Человек можно наблюдать за поведением, чувствами, эмоциями со стороны. Позволяет выявить основные ошибки в поведении и подобрать другую тактику действий.

Деятельное