Джняна-йога: философская и практическая сторона учения

Сегодня мы поговорим о настоящем и истинном пути йоги, а также о смысле и сути йоги и основных традиционных йогических направлений и практик, ведь надеюсь уже многие догадываться что в много тысячелетнем пути знания и мудрости йоги есть нечто большее чем пропаганда хорошей растяжки, красивой фигуры, здорового образа жизни и подобного. На самом деле йога намного более глубокая и целостная система которая конечно же включает в себя все это, но и многое другое и вот почему…

Что такое джняна-йога?

Джняна-йога – один из видов йоги, целью которого является познание самого себя и осознание единства с высшим миром. Выбирать путь Джняны рекомендуется людям, которые видят смысл жизни в познании истины и готовы потратить на её поиски все свое земное время. В переводе с санскрита «джняна» означает истинное знание.

Как же практики приходят к нему? Сначала нужно закалить волю, чтобы быть готовым к долгому пути. Необходимо стремиться к растворению своего эго в беспредельной энергии высшего «Я», чтобы избавиться от всех физических и психических беспокойств. Затем нужно воспитать ум, очистить его от всякого рода установок, стереотипов и представлений, понять, что человек есть частица Бога. Завершающий шаг – подтвердить знание на практике, найдя в себе некий центр – источник духовного равновесия и блаженства. Пребывая в этом центре, человек сможет прикоснуться к истинному знанию и утвердиться в нем.

Что такое джняна-йога?

Конечно же, это лишь схематическое описание джняна-йоги. Подробно обо всех аспектах пути джняна писал учитель Шанкара. Ознакомившись с его трудами, вы сможете найти полезные советы и ознакомиться с его доступными комментариями к священным текстам. Также стоит отметить, что большую роль в популяризации джняна-йоги в наши дни сыграл один из десяти самых выдающихся учителей Индии — Рамана Махарши.

Читайте также:  Йога для позвоночника: 7 упражнений от болей в шее, спине и пояснице

Представление о сущности абсолютной реальности.

Адвайта-веданта признает существование истинной реальности Абсо- люга-Брахмана. Шанкара говорил так: «Только одно око мудрости (не око мнимой учености, мечтательности и фантазии) видит вседвижущую Троицу бытия-сознания-блаженства» (сат-чит-ананда), Самость (Атмана)» [276,63]. Все иные реальности, например, эмпирический мир множественных объектов и субъектов признается иллюзией (майя), которая исчезает при условии устранения незнания (авидъя) истинной реальности. «Вечный не есть движущийся мир; он отличен от него. Тем не менее все, что не он, — ничто и само по себе недействительно (простое явление). Все, что кажется чем-нибудь иным, чем Вечный, есть обман, подобный миражу в пустыне» [276,61].

Несложно увидеть, что учение адвайта-веданты закрепляет учение упа- нишад о тождественности Атмана и Брахмана. Шанкара утверждал, что «материала проявления, кроме Брахмана, нет иного. Поэтому все проявленное — лишь Брахман, а не иное. Ни субъекта, ни объекта врозь, раз сказано: «Всё — Атман». Если истина известна, не возникнет различение» [277, 45-46]. Так на основе философии упанишад в Индии возникла монистическая имманентная мистическая традиция.

Для адвайта-ведангы характерно апофатическое учение об Абсолюте. Шанкара говорит, что «не существует такого класса и рода субстанции, к которым принадлежал бы Брахман. Таким образом, его нельзя обозначить словом, которое, подобно слову “существо” в его обычном смысле, определяет категорию той или иной вещи. Его нельзя также обозначить словом, определяющим качество, ибо он не имеет никаких качеств. То же самое можно сказать и о виде деятельности, ибо он не ведет никакой деятельности — “он пребывает в покое, ни в чем не участвует и ничего не делает”, как гласят Священные Книги. Он — это Единственный, “от которого отскакивают все слова”» [259, с. 36].

Таким образом, с точки зрения абсолютной истины, Брахман является вечным, непроявленным и бескачественным Абсолютом (ниргуна-брахман). Но с точки зрения относительной эмпирической истины, существует также Ишвара — творец и разрушитель мира, всемогущий бог, наделенный многими качествами (сагуна). Его называют также сагуном-брахманом. Ишвара признается распределителем кармических следствий и объектом культа. Он наделен атрибутами бога монотеистических религий, однако в отличие от «библейного» Бога, который творит «из ничего», Ишвара порождает мир из самого себя и пронизывает его [141, с. 118].

Однако адвайта-веданта не принадлежит к панентеистическим учениям, поскольку за пределами эмпирической точки зрения понятие об Ишва- ре исчезает. На трансцендентном уровне Ишвара, как и все иное, кроме Брахмана, является иллюзорным, не наделенным абсолютной реальностью.

Йога как система общего оздоровления

В занятиям йогой каждый приходит своей дорогой. Один ищет способ борьбы с депрессией и хронической усталостью, другой – избавление от болей в спине, третий – пытается похудеть. Регулярная практика позволяет достичь всех этих целей и даже больше. Особенно, если вместе с гимнастикой новоиспеченный йог изменит свой образ жизни и приблизит его к принципам учения.

Однако с точки зрения общего оздоровления философско-религиозная составляющая не столь важна. Когда врачи рекомендуют пациенту заняться йогой, они имеют в виду именно специфическую физическую нагрузку, которая благотворно влияет на все системы организма.

Особые позы в сочетании с дыхательной гимнастикой стимулируют метаболизм, снимают спазмы и застои, активизируют кровообращение. Доказано, что йога:

  • улучшает работу сердечно-сосудистой системы;
  • предупреждает застой лимфы;
  • нормализует моторику кишечника;
  • способствует выведению токсинов;
  • регулирует гормональный фон;
  • укрепляет костно-мышечный каркас;
  • успокаивает нервную систему;
  • подстегивает иммунитет.

Йога имела практическое применение в жизни

Пошаговый план заработка на настройке рекламы ВконтактеОбучитесь рекламе ВКонтакте за 3 дня и начните зарабатывать удаленно от 50 000 р. в на тренинг

Читайте также:  Грыжа Шморля — что это такое и как лечить?

Бхагавад-гита, древний индуистский духовный текст, рассказывает о практических методах йоги и её значении для тех, кто хочет вести полноценную гармоничную жизнь. В Бхагавад-гите описаны три направления: карма-йога — философия бескорыстного действия, бхакти-йога — общая вера в божественное начало, противопоставленное механическому исполнению ритуалов, и джняна-йога — самоотверженное духовное развитие на трудном пути единения с реальностью.

Йога имела практическое применение в жизни

Развиваясь на протяжении веков, йога разветвилась на множество различных практик и философий. Примерно во втором веке н. э. появился трактат Йога Сутра — собрание афоризмов, ёмко и лаконично излагающих предмет йоги. В отличие от ранней концепции о гармонии души и тела в Сутре сказано, что духовное и физическое начала необходимо разделять, чтобы очистить душу.