Атман и духовная реализация

Это учение, отголоски которого можно встретить практически во всех религиях, ритуальных практиках и эзотерических школах.

Йога-сутры и Упанишады также говорят о йоге

Те, кто знаком с различными школами йоги, не раз слышали о Патанджали-Муни – мудреце, которого считают основателем школы аштанга-йоги, или восьмиступенчатой йоги. Он составил сутры – краткие афоризмы о том, что такое йога. И в них он также утверждает, что без Бога йога – это не йога.

В ведических произведениях – Упанишадах – объясняется, кто такой человек, что такое душа, откуда мы произошли и куда идем, а также рассматриваются другие метафизические понятия. И они объясняют все в связи с Верховной Личностью Бога, без отрыва от Него. То есть, Упанишады тоже говорят о йоге в классическом, ведическом ее понимании.

Когда из йоги выпадает понятие «Бог», то это уже нельзя назвать йогой. Потому что все ведические произведения говорят о том, что высшая цель жизни человека находится за рамками этого тела, за рамками этой реальности, за рамками этого мира – она находится в духовном мире.

Веды о Йоге. Лекция на выставке Yoga Expo (Киев),

Когда мы говорим о йоге, мы должны говорить в традиционном, классическом понимании, как это передается по цепи ученической преемственности – парампаре. Могут существовать различные школы йоги, и в этих школах могут быть какие-то отличия друг от друга. Но суть всегда остается неизменной. Йога, согласно с Ведами – это связь с Богом. Мы не можем выкинуть понятие Бога из любой системы йоги. Если там нет Бога – это называется айога – то, что противоположно йоге.

Атман

В Индии существуют разные трактовки понятия «Атман», но в целом Атман означает «Я есть». Если вы себя соотносите с телом, то это «Дехатма», если с сознанием – «Чидатма», если с пустотой – «Шуньятма» и т.д.

Атман, который пребывает в «самом себе», является Сверхдушой, Параматмой и пронизывает собой все. Воззрения об Атмане разнятся из-за основных контекстов индийских религий: одни считают, что Атман является таковым, будучи отделен от материи или даже от Бога, другие – что эта отделенность символична, третьи полагают, что вообще нет никакой разделенности и что все едино.

Читайте также:  Ранний подъем: какая польза и как приучить себя

Все эти учения создавались в определенных условиях, и каждая система предлагала свои методы как наиболее эффективные. Традиции, чтобы выжить, должны были обрастать своими догматами, однако в каждой из них были всегда мастера, которые за внешними догмами видели основную сущность и их виденье при этом было достаточно глубоким. Многие имена таких мистиков могли и не войти в известную всем историю.

Все эти общедоступные представления разных учений об Атмане, как и методы данных школ – это упаи (уловки), они важны, но играют только вспомогательную роль, а действительно важно только то, что в вашем сознании. Эту же идею вы можете встретить и в «Сиддха-сиддханта паддхати», в первой части, где описывается микрокосм и макрокосм, и они оба считаются одновременно Шивой и Шакти. Атман при этом остается всегда вне всех качеств и делений, но всевозможные качества и деления вы всегда можете найти в нем. Атман – это то, что за пределами всего, даже разных форм ананды, он – неописуемая трансцендентная запредельная пустота.

Из нее все проявляется: все Шакти и чакры энергий Божеств, все проявления речи, тонкой и грубой, – это его разные пустотные сварупы. Поэтому Атман находится в анахата-чакре, эту чакру называют существующей за пределами всех соприкосновений.

Такое воззрение берет начало еще с ведических источников, где Веды соотносятся со сторонами пространства, с пятью ликами Шивы, те также – с пятью пранами, пятью элементами, пятью чакрами (в ранних источниках их было пять), пятью пустотами и т.д. И все это составляет микрокосм, который неразделен с макрокосмом.

Это все также имеет прямое отношение ко всем техникам натхов: в «Горакша-вачана-санграхе», например, рекомендуется осознавать Атман в каждой чакре, и, в каком-то смысле, эта практика, на самом деле, для человеческого существа естественна, потому что содержимое чакр – изначально Атман и есть, как и вообще все тело. В процессе ученичества натх-йоги практикует внутренние методы, и вовне он поклоняется своему Гуру, а также Гуру Горакшанатху, посредством которых йогин учится также на не-концептуальном уровне видеть мир со всеми его изменениями и формами как пустотные и как разные проявления Ниджа-шакти Шивы.

Типы поз

Прежде чем начать изучать основные асаны и начать выполнять самые первые позы, давайте рассмотрим какие типы бывают, чтобы вам было легче ориентироваться и понимать чего ожидать от упражнения.

Позы в положении стоя наиболее сложны для начинающих, они часто делаются вначале занятий для разогрева. В Виньяса-флоу йоге стоячие позы идут друг за другом и используются для построения связок. В Хатха йоге стоячие позы могут встречаться по отдельности в сочетании с отдыхом после каждой позы.

Читайте также:  Дыхание и йога: анатомия и физиология пранаямы

На баланс

Развитие баланса чрезвычайно важно для начинающих, позы на баланс помогают укрепить мышцы кора, что в свою очередь необходимо для освоения более сложных поз. Несмотря на то, что удержание баланса сперва будет казаться вам сложным, со временем, регулярно занимаясь, вы обязательно заметите прогресс.

Мостики

Мостики могут быть наиболее некомфортными позами для начинающих, поэтому обычно начинают с легкого прогиба и растяжения позвоночника. Поскольку такие движения редко встречаются в повседневной жизни, они крайне важны для здоровья и долголетия позвоночника.

Сидячие

Позы в положении сидя фокусируются на растяжении бедер и подколенных сухожилий и обычно выполняются в конце занятия, когда тело уже хорошо разогрето. Подложите свернутое одеяло или блок под ягодицы для того, чтобы чувствовать себя более комфортно в таких позициях.

На спине, отдых

Очень важно знать асаны, в которых можно отдохнуть, особенно позу ребенка, которая хорошо подходит для того чтобы сделать передышку в ходе занятия йогой. Лежачие позы позволяют продолжить работу с мышцами и сухожилиями бедер, как и в положении сидя, а также позволяют делать прогибы и скручивания.

На стыке эпох. Эпоха новых учений

На рубеже «старой» и «новой» эры рождаются такие реформаторы, как

  • Будда Гаутама (около 563 до н. э. или 623 до н. э. — духовный учитель, легендарный основатель буддизма.
  • Махавира (599 до н. э.) — основатель джайнизма и джайнской философии, проповедник. Современник Будды Гаутамы.
  • Конфуций (Китай) (около 551 года до н. э.) — древний мыслитель и философ Китая.
  • Сократ (Греция) (около 469 г. до н. э. — древнегреческий философ.

Начинает происходить качественное изменение всех традиций, устоев, мыслей.

Под влиянием Будды, появляется буддизм.

Рассказы о жизни Будды, его изречения, диалоги с учениками и монастырские заветы были обобщены его последователями после его смерти и легли в основу буддийского канона— «Типитаки»

Грех есть отрицание собственной глубинной природы

«Почему убийство считается грехом? Потому что в вас заключена та же жизнь, что и во всех живых существах. Отказывать кому-либо в праве на жизнь – значит отрицать реальность той универсальной жизни, которую вы же сами и выражаете. Поэтому, с духовной точки зрения, убийство является самоубийством.

Почему грешно воровать? Потому что в том, в чём вы отказываете другим, вы отказываете в них самим же себе, поскольку «Я» других это и ваше собственное высшее «Я.» Вор, в конце концов, неизбежно обкрадывает себя самого. Придавая эгоистическим желаниям большее значение, нежели реализации своего универсального «Я,» он отрезает себя от единого истинного Источника жизни и всякого изобилия. Отнимая у других ради личного обогащения, он ограничивает, а не расширяет, как ему кажется, собственное естество. Отдача же себя другим, напротив, расширяет наше естество.

Почему грешно лгать? Потому что нечестностью человек отрезает себя от реальности и от той высшей истины, которая одна только и способна, по словам Иисуса, «сделать вас свободными». Говоря неправду, человек лишается поддержки, которую вселенная даром и с любовью предлагает всем, кто хочет жить в гармонии с её законами.

Лжец разрушает саму основу всего, что пытается совершить в этом мире. Всё, созданное им, в конечном итоге окажется домом, построенном на песке. С другой стороны, простые слова правдивого человека имеют своим основанием всю вселенную.

А почему грехом является вожделение? Потому что похоть это ложная любовь. Она уводит человека совсем в другую сторону от удовлетворения истинной любовью. Истинная любовь божественна – это самоотдача, которая никогда не бывает эгоистичной.

Похотливый человек, ищущий удовольствия у других, теряет силу, даже если ему и мнится, что он получает её. Он отрезает себя от той радости, которую способна дать душа, хоть и воображает, будто достиг вожделенного счастья. В конечном же итоге он преуспевает лишь в разрушении гармонии в себе и других.

Гармония это путь любви, а дисгармония – путь эгоистического самоутверждения. Похотливый человек теряет здоровье, душевный покой и то самое удовлетворение, которое, как ему кажется, он нашёл. Он становится всё более утомлённым и нервным и преждевременно стареет, а всё потому, что отрицает божественную любовь – источник истинного и прочного благополучия.

И так с каждым грехом. Грех есть отрицание собственной глубинной природы – той Бесконечной Жизни, что составляет основу реальности всего сущего».

Поза трупа

Помогает полностью расслабиться, может использоваться для медитации и практики глубокого диафрагмального дыхания.

Лягте на коврик, вытяните руки и разверните ладонями вверх, выпрямите ноги. Полностью расслабьтесь, дышите глубоко и ровно, следите, чтобы во время вдоха надувался живот. Проведите в позе 10 минут.

Поза трупа

В исследовании This 15‑pose Sequence was Scientifically Proven to Treat Chronic Low‑Back Pain in the Military военные занимались два раза в неделю, но вы можете выполнять эти позы ежедневно — как в качестве утренней зарядки, так и вечером перед сном, чтобы снять напряжение, накопленное за день.

Если практика затянет вас, попробуйте другие асаны, развивающие гибкость, силу и чувство равновесия. В любом случае не торопитесь и получайте удовольствие.