Античная философия: этапы развития, представители и особенности

Материальное содержит в себе 3 вида силы – покой, движение и деградацию, которые уравновешены, пока не происходит взаимодействия с духовным. Благодаря их взаимодействию появились 5 стихий: привычные нам огонь, земля, вода и воздух и пятый элемент – эфир. И уже эти стихии послужили началом для создания всего, что существует в мире.

Натурфилософский (доклассический) этап (7-вв. до н.э.)

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Доклассическая античная философия возникла в древнегреческих городах-государствах (полисах): Милете, Эфесе, Элее и т.д. Она представляет собой совокупность философских школ, названных по имени соответствующих полисов. Натурфилософы (в переводе –философы природы) рассматривали проблемы мироздания в единстве природы, богов и человека; причем природа космоса определяла природу человека. Главным вопросом доклассической философии был вопрос о первооснове мира.

Ранние натурфилософы выдвигали на первый план проблему космической гармонии, которой должна соответствовать и гармония человеческой жизни (космологический подход).

У поздних натурфилософов созерцательный подход сочетается с использованием логической аргументации, и появляется система категорий.

К натурфилософам относят:

Школа Главные представители Основные идеи Что является первоосновой мира
Ранние натурфилософы
Милетская школа Фалес (ок. 625-ок. 547 гг. до н.э.) – основатель школы Природа отождествляется с Богом Вода
Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н.э.) Существует бесчисленное множество миров, которые появляются и исчезают Апейрон –абстрактная материя, находящаяся в вечном движении
Анаксимен (ок. 588-ок. 525 гг. до н.э.) Основал учение о небе и звездах (античную астрономию) Воздух
Эфесская школа Гераклит Эфесский (ок. 554-483 гг. до н.э.) Все в мире изменчиво – «в одну реку нельзя войти дважды» Первоогонь – символ всеобщей, разумной и одушевленной стихии
Элейская школа (элеаты) Ксенофан из Колофона (ок. 570-после 478 гг. до н.э.) Человеческие чувства не дают истинного знания, а приводят лишь к мнениям «Единое» – вечное, совершенное бытие, которое и есть Бог.
Парменид (ок. 515 г. до н.э. – ?) Подлинную истину –«алетейю»-можно познать лишь разумом Вечное бытие без начала и конца
Зенон Элейский (ок. 490-ок 430 гг. до н.э.) Движения не существует, т.к. движущийся предмет состоит из множества покоящихся точек (Ахиллес и черепаха)
Поздние натурфилософы
Учение Пифагора и его последователей – пифагорейцев Пифагор (2-я пол. 6-начало 5 вв. до н.э.) Гармония, порядок и мера – главное в жизни и человека, и общества Число-символ мировой гармонии
Эмпедокл из Агригента (484-424 гг. до н.э.) Движущие силы мира – противостояние Любви и Вражды Четыре стихии: вода, воздух, земля и огонь.
Стихийное материалистическое направление Анаксагор (500-428 гг. до н.э.) Нус,Ум (интеллект) –упорядочивает хаотичную смесь семян, вследствие чего возникают вещи «Семена» – бесконечное множество мельчайших частичек
Атомистический материализм Левкипп, Демокрит из Абдер (?-ок. 460 в. до н.э.) Все тела образуются в результате многообразных соединений атомов Атомы – бесчисленные, постоянно движущиеся элементы

Восемь ступеней достижения

Йога-Сутра — первое описание йоги мудрецом Патанджали приблизительно во втором веке до н. э. Система включает в себя 185 афоризмов, общее название которых — «Драгоценные четки». В них раскрывается философия йоги, разбираются препятствия на пути йогина к высшей цели. Именно Патанджали вывел концепцию «восьмеричного пути», которая логично представляет последовательность всех ступеней комплексной практики. Ее также называют «ступенями для поиска души».

  • Первая ступень — Яма. Соблюдение моральных заповедей и правил, формирующих межличностные отношения;
  • Вторая ступень — Нияма. Отвечает за внутренний контроль и самодисциплину;
  • Третья ступень — Асана. Забота о физическом здоровье посредством системы упражнений (поз);
  • Четвертая ступень — Пранаяма. Дыхательные упражнения, направленные на контроль и управление потоками Праны;
  • Пятая ступень — Пратьяхара. Воздержание и контроль над чувствами;
  • Шестая ступень — Дхарана. Сосредоточение и концентрация мыслей;
  • Седьмая ступень — Дхьяна. Медитация;
  • Восьмая ступень — Самадхи. Слияние с Высшим Разумом или просветление.

Система восьми ступеней состоит из компонентов счастливой и полной жизни. Они дополняют друг друга и являются взаимозависимыми. Все ступени ведут к единой, конечной цели — Самадхи. Любые пробелы в совершенствовании одной из них послужат препятствием на пути к истинной самореализации.

Упанишады

В Упанишадах сформировались главные индийские философские темы: идея бесконечного и единого Бога, учение о перерождении и карме. Единый Бог – это бестелесный Брахман. Его проявление – Атман – это бессмертное, внутреннее «Я» мира. Атман идентичен человеческой душе. Целью души человека (целью индивидуального Атмана) является слияние с мировым Атманом (мировой душой). Тот, кто живет в безрассудности и нечистоте, не сможет достигнуть такого состояния и войдет в круговорот перерождений по совокупному результату своих слов, мыслей и поступков, по законам кармы.

Упанишады — это в философии древние индийские трактаты философско-религиозного характера. Самые древние из них относят к 8 веку до нашей эры. Упанишады раскрывают главную суть Вед, поэтому еще их называют «веданта».

В них Веды получили наибольшее развитие. Идея связи всего со всем, тема космоса и человека, поиск связей, все это было отражено в них. Основой всего сущего в них является невыразимый Брахман, как космическое, безличное начало и основа всего мира. Еще одним центральным пунктом считается идея о тождестве человека с Брахманом, о карме, как законе действия и о сансаре, как круге страданий, который человеку нужно преодолеть.

Что такое «Веды»?

Можно сказать, что вся мировая философия своими корнями уходит вглубь веков и опирается на изыскания Древней Индии. Рассмотрим важные особенности философии Древней Индии подробнее.

До нашего времени дошли сохраненные сокровища индийской философии, записанные на санскрите. Это произведение имеет общее название «Веды», т.е. знание, видение. Сборник включает в себя различные заклинания, обряды, воззвания, молитвы и т.д., обращенные к силам природы, а также это попытка истолковать окружающий мир человека с философской точки зрения. Учение разъясняет первые представления людей о их нравственной и моральной сущности в жизни.

«Веды» разделены на четыре части, о которых стоит сказать подробней:

  1. Первая часть — Самхиты, что означает гимны, она самая древняя из всех частей.
  2. Вторая часть — Брахманы — ритуальные тексты, на них и основана религия или философия Брахманизма, имевшая главную силу и власть до возникновения Буддизма.
  3. Третья часть — Араньяки (лесные книги) — это часть дает рекомендации и устанавливает правила жизни людей, выбравших отшельнический образ жизни.
  4. Четвертая часть — Упанишады — что означает сидеть у ног учителя и получать сокровенное, тайное знание — философская часть «Вед». В ней и появляется новый персонаж Пуруша, который представляется всезнающим и всемогущим, душой мира, космическим разумом, т. е. в нашем понимании — всесильным богом. Далее он получит имя Атман, у которого человек-ученик получает знания.

На «Веды» опираются все школы философии Древней Индии, отсюда и пошло разделение общества на четыре варны, или, как их еще называют, касты — брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Варна — это статус определенной группы людей в обществе, если сказать точнее — это оболочка, окраска, цвет, покров. Право принадлежать к определенной касте определяется по рождению. Каждая каста занимается определенным видом деятельности.

  • Брахманы (цвет белый) — это высшая каста, она занимается только умственным трудом.
  • Кшатрии (цвет красный) — их удел — военное дело.
  • Вайшьи (цвет желтый) — занимаются только ремесленными работами и земледелием.
  • Шудры (цвет черный) — эта самая низшая варна, занимающаяся «черной» работой.

К знаниям имели доступ только мужчины трех первых каст, четвертая каста, равно, как и все женщины, от знаний были отстранены. Их достоинство ценилось наравне с животными.

Философские школы Древней Индии

В Древней Индии философские школы были поделены на две крупные группы: ортодоксальные – те, то развивались на основе учения Вед, и неортодоксальные.

К ортодоксальным школам относятся:

  • Ньия – самая первая ортодоксальная школа, согласно которой мир может быть познан человеком только при помощи его органов чувств. В основе данной философской системы лежит исследование метафизических проблем, не чувственным, а логическим путем.
  • Вайшешика – проповедовала вечный круговорот жизни, состоящий из цепи многочисленных превращений и смены одной телесной оболочки на другую. Это так называемая сансара – колесо вечного перевоплощения. Вследствие реинкарнации душа находится в постоянном движении и поиске гармонии и идеала.

Рис. 2. Колесо Сансары.

  • Йога – философия практического характера, направленная на познание окружающего мира и своего места в нем. Согласно положениям этого учениям, только гармоничная личность способна управлять собственным телом при помощи силы духа. Главная задача – полное подчинение тела мозгу.

Возникновение неортодоксальных философских школ связано с поклонением материализму. В основе лежит лишь тело и его чувства, но никак не эфемерная душа. К неортодоксальным школам Древней Индии относят:

  • Джайнизм – учит тому, что все существа, населяющие планету, состоят из одинаковых атомов, а потому равны перед Вселенной. Нанесение вреда живому – страшный грех. Достичь просветления в джайнизме невероятно трудно. Для этого нужно полностью заменить привычную пищу на солнечную энергию, никогда не отвечать на зло насилием и не причинять даже малейшего вреда ни одному живому существу.

Главной целю всех философских школ Древней Индии было достижение нирваны – состояния полной гармонии со Вселенной, утрата всех земных ощущений, растворение в Космосе.

  • Буддизм – согласно этому философскому учению, конечной целью жизни каждого человека должно быть уничтожение всех земных желаний, которые неизменно ведут к страданиям. Важнейший принцип поведения личности – не причинение вреда окружающим.

Рис. 3. Будда.

Учения философии Древней Индии

Как и было сказано, выделяют шесть различных школ:

  1. Мимансы и Веданты. Преклоняются перед Ведами, только в них видят возможность искупления. По их убеждениям, все мы живем лишь в иллюзорном мире, настоящий же – это Брахма, к достижению которого и нужно стремиться, расставшись со своими заблуждениями и незнанием.
  2. Вайшешика. В основе этой школы лежит атомическая теория. Считается, что весь мир и все предметы состоят из крошечных частиц-атомов, которые всегда существовали и будут существовать. Реинкарнация – всего лишь другая комбинация одних и тех же составляющих.
  3. Ньяя. Базируется на трактате о логике Акшапада Гаутамы. Благодаря многочисленным дополнениям и обсуждениям сторонников теории возникла отдельная философская школа.
  4. Саньяхья. Теория о противоположных началах всего сущего, противопоставление духа и материи. Изначально была только материя, но под действием трех качеств – тьмы, ясности и стремления – появился также дух. Цель – освободить дух от материи.
  5. Йога. Проповедует связь человека с Космосом. Главная цель этой школы – достижение Нирваны. А чтобы погрузиться в нее, следует медитировать, духовно и физически очищаться, правильно дышать и выполнять специальные упражнения.
Учения философии Древней Индии

Основы школы философии Древней Индии формировались на протяжении многих веков, все они различны, несмотря на общую суть, и являются дополнением друг друга.

Читайте также:  Что такое Аштанга йога. Первые шаги к древней практике. Отзывы

Школа индийской философии Йога

  1. Самадмтада — посвящена формам, целям и средствам достижения йоги.
  2. Садханапада — включает в себя повествование о формах страдании, а также о методах их прекращения.
  3. Вибхутипада — описывает внутренние составляющие системы йоги, рассказывает о сверхъестественных силах, которые в процессе занятий йогой может приобрести ученик.
  4. Кайвальяпада — повествует о природе и формах Освобождения Духа.
  1. Яма (социальные нормы).
  2. Нияма (самодисциплина).
  3. Асана (медитативное положение, поза).
  4. Пранаяма (управление дыханием).
  5. Пратьяхара (управление чувствами).
  6. Дхарана (сосредоточение).
  7. Дхьяна (созерцание).
  8. Самадхи (воссоединение с энергией Вселенной).

Оставить комментарий Отмена ответа

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Патанджали и его “йога-сутры”

Это учение относят к перечню, состоящему из шести ортодоксальных школ индуизма. Философия йоги очень тесно связана с направлением санкхья. Однако, по сравнению с ней, йога – более теистическая.

О родстве этих двух школ говорил в свое время и Генрих Циммер. При этом он утверждал, что санкхья дает общее пояснение природы человека, тогда как йога раскрывает практические методы и пути к его полному освобождению (состояние мокши).

Как и любая другая школа индийской философии, йога имеет свои священные тексты. Это так называемые “йога-сутры”, изложенные мудрецом Патанджали. В одной из них, кстати, учитель раскрывает саму суть рассматриваемого нами понятия. Согласно тексту второй сутры, йога – это “процесс обуздания волнений, присущих разуму”.

Восемь ступеней достижения

Классическая йога-сутра Патаджали базируется на 8-этапном пути для воссоединения человека с божественностью:

  1. Яма — это базовая начальная ступень, на которой йог должен выработать в себе этические ценности и научиться без негативных реакций учитывать социальные ограничения.
  2. Нияма — вторая ступень, на которой человек учится быть счастливым, погружаться в позитивное мышление и пребывать в нём.
  3. Асана — третья ступень, развивающая физическое тело.
  4. Пранаяма — ступень, на которой осваивается контроль или способы управления дыханием.
  5. Пратьяхара — это достижение состояния блаженства, независимо от правильности позы и техники дыхания; это итоговое слияние Асаны и Пранаямы с выходом человека за органы восприятия.
  6. Дхарана — это этап, характеризующийся медитацией без мыслей.
  7. Дхьяна — глубокая медитация, слияние с духом.
  8. Самадхи — внутреннее пробуждение истинной сущности.

Видео: классическая йога-сутра Патаджали Этапы следуют в определённой последовательности. Освоив один, человек может переходить к следующему, не забывая о том, что он продолжает следовать усвоенным принципам каждого предыдущего этапа. Осваивая этап, человек гармонизирует физическое и духовное начало, учится концентрироваться, достигать полного умиротворения и единения с божественностью.